Владимир Кара-Мурза: Страсбургский суд признал Россию виновной в нарушении прав человека при штурме театрального центра на Дубровке в Москве. Пытаясь освободить заложников «Норд-Оста», российские власти нарушили право человека на жизнь – статью 2 Европейской конвенции о защите прав человека.
Спустя 8 лет тяжбы Страсбургский суд постановил выплатить 64 истцам компенсации в размере от 8 до 66 тысяч евро. Об этом говорится в сообщении ЕСПЧ, опубликованном на сайте организации.
Обратившиеся в суд граждане заявили, что российские власти необоснованно применили силу, не оказали заложникам своевременную медпомощь, а также неэффективно расследовали теракт.
О том, поможет ли вердикт Страсбургского суда раскрыть тайны трагедии «Норд-Оста», мы беседуем с Каринной Москаленко, адвокатом пострадавших в ходе теракта на Дубровке, Еленой Милашиной, обозревателем «Новой газеты» и Дмитрием Миловидовым, активистом общественной организации «Норд-Ост». В чем смысл и главное значение приговора Страсбургского суда?
Страсбург вынес решение по «Норд-Осту». 20 декабря Европейский Суд по правам человека практически полностью удовлетворил иск заложников и родственников жертв теракта в театральном центре на Дубровке.
Настоящей победой посчитали сегодняшнее решение Страсбурга сами заявители. Они ждали его несколько лет, и теперь у них вновь появляется надежда на объективное расследование произошедшего. Иски в Европейский суд родственники погибших и бывшие заложники подали еще в 2003 году.
В своих заявлениях они требовали привлечь к ответственности тех, кто спланировал операцию по освобождению заложников. Тогда спецназ пустил в зал, где находились захваченные в плен зрители и актеры мюзикла «Норд-Ост», ядовитый газ. Сведения о нем до сих пор засекречены. Истцы уверены, что в результате использования этого газа были убиты и ранены не только террористы, но и большое количество заложников.
Также, по их словам, власти не смогли организовать необходимую медицинскую помощь пострадавшим. Не был организован зеленый коридор для скорых, а врачи в больницах просто не знали, как лечить людей, отравившихся неизвестным газом. В своих исках люди указали и на то, что не было проведено эффективное расследования произошедшего.
Иосиф Кобзон на церемонии памяти жертв теракта на Дубровке, 26 октября 2011
Владимир Кара-Мурза: В девятую годовщину теракта на Дубровке в Москве около двухсот человек почтили память жертв трагедии. Утром на площади у Театрального центра собрались родственники и друзья тех, кто не вернулся со спектакля «Норд-Ост». Они возложили цветы и запустили в небо 130 белых шаров — по числу погибших. После традиционной минуты молчания был оглашен полный список жертв. Затем — прошел концерт-реквием. Перед участниками митинга выступили родственники погибших, а также певец и депутат Иосиф Кобзон, который 9 лет назад принимал участие в освобождении женщин и детей. Затем выступали участники детского хора радио и телевидения, а также известные российские музыканты. После митинга настоятель строящегося вблизи Театрального центра храма провел панихиду по жертвам теракта.
Организаторы акции объявили, что создали книгу, посвященную жертвам «Норд-Оста». В издание вошли короткие рассказы о каждом из ста тридцати человек, погибших во время захвата Театрального центра. Тайны трагедии «Норд-Оста» 9 лет спустя. На эту тему мы сегодня беседуем со Светланой Губаревой, бывшей заложницей, Александром Черкасовым, членом правления правозащитного общества «Мемориал» и Еленой Милашиной, обозревателем «Новой газеты». Расскажите, пожалуйста, о той книге, которую вы держите в своих руках и которую сегодня показали участникам митинга.
В октябре 2002 года террористы взяли в заложники почти 1000 артистов и зрителей мюзикла «Норд-Ост», 130 человек спасти не удалось; к мемориальной доске возложили цветы и венки, а в небо запустили белые воздушные шары
Сегодня в России вспоминают жертв трагедии в Театральном центре на Дубровке. В Москве у его здания собрались близкие погибших и пострадавших. 9 лет назад в заложниках у террористов оказалась почти 1000 артистов и зрителей мюзикла «Норд-Ост». 130 человек спасти не удалось. Их память почтили минутой молчания. Затем к мемориальной доске возложили цветы и венки. А в небо запустили 130 белых воздушных шаров. Кроме того, к этой годовщине трагедии была выпущена книга, посвященная жертвам теракта. Ее авторами стали, в том числе и те, кто сам тогда оказался в заложниках.
Каринна Москаленко, адвокат, представляющий интересы жертв Норд-Оста в Европейском суде по правам человека, о продвижении дела в Страсбурге, который стал для ее заявителей последней надеждой.
24 октября исполняется 9 лет со дня захвата заложников в театральном центре на Дубровке в Москве. Всего посмотреть мюзикл «Норд-Ост» тогда пришли 912 человек, в ходе штурма 26 октября 2002 года, по официальным данным, погибли 130 человек. В 2007 году расследование теракта прекратили, в этом году возобновили снова.
«Норд-Ост» – незаконченный спектакль для ста тридцати человек. Девять лет со дня трагедии на Дубровке. Кому был выгоден теракт? Можно ли было избежать штурма? Почему российские власти не разрешили террористам отпустить заложников? Вопросов больше, чем ответов.
Муса Таипов, Анзор Масхадов, Максим Шевченко, Светлана Губарева – в программе «Пульс Кавказа».
Исполнилось 9 лет с момента захвата террористами заложников в московском театральном центре на Дубровке. Российские власти совершенно безразличны к памяти о жертвах теракта,— говорит Светлана Губарева, бывшая заложница, потерявшая в результате теракта дочь и жениха.
23 октября 2002 года во время спектакля Норд-Ост группа чеченских боевиков под руководством Мовсара Бараева захватила более 900 человек. Террористы – 32 мужчины и 18 женщин удерживали заложников в течение 3 дней. 26 октября российский спецназ пошел на штурм театрального центра, уничтожив террористов. В результате применения спецгаза 130 заложников погибло.
Бывшая заложница Светлана Губарева, которая сейчас является членом координационного совета РОО «Норд-Ост» потеряла в театральном центре на Дубровке дочь и жениха.