Лондонская галерея Flowers East Лондонский университет искусств Фонд Андрея Сахарова (США) Движение «За права человека» Комитет «Гражданское содействие» Московская Хельсинкская группа Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова
13 октября — 30 ноября 2006 Организаторы посвящают выставку людям, попавшим в заложники в театре на Дубровке, — погибшим и выжившим
Исчезнувшие не исчезают совсем, они продолжают жить в нашей совести; нераскрытые преступления не растворяются в вечности, они остаются там, где совершились, и довлеют над обществом, которое их совершило.
Ева Хоффман, писатель
Кто не против зла резко и до конца, тот в какой-то степени за него.
Томас Манн, писатель
23 октября 2006 г. исполняется четыре года со дня трагедии в Московском театральном центре на Дубровке, в котором 912 человек были взяты в заложники отрядом чеченских боевиков. Как известно, около 130 заложников погибли в ходе операции по их освобождению, большинство — в результате применения силовыми структурами наркотического газа, а также из-за отсутствия своевременной медицинской помощи пострадавшим. Несколько месяцев назад сотрудники Хьюман Райтс Вотч предложили Музею и общественному центру имени Андрея Сахарова показать выставку картин британского художника Джона Кина «57 часов в театре», посвященную трагедии захвата заложников в театре на Дубровке. Впервые выставка была показана в галерее Flowers East, в Лондоне 31 марта — 30 апреля с.г.. Она состоит из 28 живописных полотен разного размера. Вступительную статью для буклета выставки в Лондоне написала Анна Нейштадт, в 2001–2003 гг. работавшая директором представительства Хьюман Райтс Вотч в Москве.
Джон Кин — официальный военный художник Британии. Основой его полотен являются кадры видеосъемки, снятые российскими спецслужбами и самими террористами внутри театра на Дубровке и позже показанные по российскому и британскому телевидению. Эти кадры поразили художника и послужили толчком для создания его работ. Они наполнены ощущением трагедии людей, внезапно оказавшихся в непредвиденной и страшной ситуации. Эти картины своего рода непреднамеренный отклик на высказывание Сьюзан Зонтаг о том, что фотографии в газетах, отражая события, не дают полного представления об их реальных масштабах. Художник как бы подтверждает подлинность существования своих персонажей и изображаемые им явления и люди перестают быть лишь частью бесконечного потока информации. У находящихся в пространстве выставки зрителей появляется возможность ощутить себя присутствующими в театре на Дубровке рядом с заложниками и проявить к ним сочувствие. Работы Джона Кина … заставляют подумать о той оболочке невосприимчивости, в которой мы проводим свою жизнь день за днём, и в которую окружающий мир просачивается сквозь экраны телевизоров. А ещё о том, как легко эта оболочка может лопнуть под грубым давлением событий и людей, казалось бы, не имеющих к нам отношения. Реальный мир гораздо ближе к нам, чем кажется, и совсем недавние доказательства — взрывы в Лондоне — ещё раз убеждают нас в этом» — из пресс-релиза выставки в Лондоне. Почему я после долгих раздумий хочу и решился показать эту выставку в Москве, в нашем Музее? Во-первых, работы Джона Кина вызывают уважение и сочувствие к людям, пережившим в театре на Дубровке трагедию заложничества (среди них была и одна из участниц программ нашего музея) и выражают уважение к ценности человеческой жизни вообще. Во-вторых, среди показываемых Кином персонажей есть и убитые террористы. Как известно, те из них, кто находился в зале вместе с заложниками, были убиты усыпленными и следствие не получило возможности их допросить и узнать каковы были их мотивы и обстоятельства организации захвата заложников. Вопрос, с какой целью спецназ осуществил бессудную казнь террористок, находящихся в беспомощном состоянии, остается без ответа. Возможно, полученные при их допросе данные могли бы помочь предотвратить другие теракты (в частности, захват заложников в школе в Беслане в 2004 г). В-третьих, выставку следует показать в Москве, несмотря на риск весьма резкой ее критики со стороны властей, чтобы привлечь внимание российского общества к тому факту, что ответственность за гибель заложников почти всегда несут не только террористы, определенная доля этой ответственности лежит и на власти. Кроме того, целью показа в Москве выстав ки «57 часов в театре» является напоминание о преступлении, которое полностью не раскрыто, и которое невозможно забыть. По словам Петры Вебер, автора предыдущей выставки в Музее и центре имени Андрея Сахарова, человек чувствует себя беспомощным, уставшим и перегруженным информацией, только когда он бездействует. Поэтому мы надеемся, что выставка будет поддержкой мужественным людям,— прежде всего родственникам погибших, их адвокатам, журналистам и правозащитникам, продолжающим добиваться правдивого ответа на вопрос: результатом чьих действий явилась гибель 130 заложников и можно ли было ее предотвратить? Происшедшее во время захвата и освобождения заложников«Норд-Ост». Неоконченное расследование… События, факты, выводы» М., 2006. Упомянем о некоторых приведенных в этой книге фактах: 29 октября 2002 г. образована «Общественная комиссия «Союза Правых Сил» по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим заложникам». Вывод комиссии: «основной причиной увеличения числа жертв среди спасенных в ходе штурма заложников стала халатность должностных лиц, которые отвечали за организацию первой помощи пострадавшим, их транспортировку в стационары, а также за общую координацию действий людей после штурма». Комиссия предложила «привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших очевидную халатность в координации действий по спасению людей после штурма …». подробно описано в подготовленном родственниками погибших заложников Докладе: 30 октября 2002 г. Госдума отказалась рассмотреть предложение депутата Б. Немцова о создании парламентской комиссии по расследованию обстоятельств происшедшего теракта. К концу 2002 г. в суд было подано несколько десятков исков от бывших заложников, пострадавших от газовой атаки, и от лиц, потерявших в теракте своих близких. Наряду с требованиями материального характера люди надеялись в ходе судебных заседаний добиться ПРАВДЫ о случившемся в «Норд-Осте», зафиксировать показаниями свидетелей факты, которые могли бы пригодиться в уголовном преследовании виновных в гибели заложников. На сегодняшний день требования потерпевших о наказании виновных должностных лиц не удовлетворены, их жалобы о нарушении права на жизнь находятся в Европейском суде по правам человека, а выплаченная по решению Правительства Москвы (а не по решению суда) единовременная материальная помощь была переименована в компенсацию за материальный ущерб. По сообщению моих коллег, в 2003–2005 гг. Общероссийское движение «За права человека» и адвокаты Центра содействия международной защите неоднократно выступали в судах в защиту прав и интересов пострадавших заложников. Российские суды последовательно отказали им в требованиях признать расследование событий неполным и необъективным и привлечь к уголовной ответственности лиц виновных: в применении смертельно опасного наркотического вещества, в сокрытии от врачей состава этого вещества, а также в бессудной казни находящихся в беспомощном состоянии лиц (усыпленных и раненых) из числа террористов. Особливою популярністю користується Point Lotto casino. Сучасний сайт має актуальну ліцензію та працює в режимі 24/7. Також працює цілодобова служба підтримки, яка допоможе вирішити будь-які проблеми. У Pointloto ви зможете грати максимально комфортно, адже тут досить зрозумілий інтерфейс і красивий дизайн. Однако удалось добиться того, что в материалах судебных дел зафиксировано, что различные официальные данные о жертвах разнятся на десятки человек и что применение газа не могло помешать террористам уничтожить заложников, если бы террористы этого желали, поскольку бой с ними в здании рядом с залом с заложниками, продолжался еще около 20 минут после того, как террористы обнаружили, что в этот зал поступил газ.
Правозащитные организации, в т. ч. организаторы выставки убеждены, что необходимо добиваться от российских властей признания ими определенной доли ответственности за гибель сотен заложников в Буденновске, в театральном центре на Дубровке, в Беслане. Только шаг власти навстречу обществу в этом вопросе позволил бы надеяться, что если трагедия заложничества в России, не дай Бог, повторится, то те, кто принимают решения и планируют операции по освобождению заложников, в первую очередь будут заботиться о сохранении их жизни. Я думаю, Андрей Сахаров призвал бы власти именно к этому.
Организаторами показа выставки Москве являются: Лондонская галерея Flowers East, Британский университет London university of the Arts (Camberwell), Фонд Андрея Сахарова (США), Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, Движение «За права человека», Комитет «Гражданское содействие», Московская Хельсинкская группа, Российская объединенная демократическая партия «Яблоко».
Организаторы благодарят драматурга Наталью Пелевину и сотрудника Музея и центра имени Андрея Сахарова Елену Марценко за большой вклад в подготовку выставки в Москве. И, конечно, мы благодарим сотрудников Хьюман Райтс Вотч за саму идею показа выставки.
Ю. Самодуров директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
просмотров: 8009 | Отправить на e-mail
|
- Пожалуйста, оставляйте комментарии только по теме.
|
Powered by AkoComment Tweaked Special Edition v.1.4.6 AkoComment © Copyright 2004 by Arthur Konze — www.mamboportal.com All right reserved |