Мюзикл, восстановление которого одни считали государственным долгом, а другие — святотатством, 10 мая играет последний спектакль Зрители проголосовали ногами. 26 октября утром, когда по телевизору сказали, что террористов больше нет, а спектакль будет восстановлен в том же здании, меня передернуло. Как в том же здании? Там, где в муках отдавали Богу душу люди, ТАНЦЕВАТЬ?! Потом пошли ура-патриотические репортажи о том, что это будет ответ террористам, что мы не склоним головы и т. п. И я заколебалась. Я вообще человек внушаемый. А потом была пресс-конференция. Авторы-продюсеры Георгий Васильев и Алексей Иващенко (легендарные Иваси) сообщили, что восстановленный «Норд-Ост» с треском провалился. В марте продажа билетов через кассу по сравнению с «дотерактным» октябрем сократилась вдвое (продали только треть билетов). Спектакль же живет только тем, что зарабатывает, то есть является предприятием коммерческим. Мало того, до теракта коммерческое предприятие не успело отбить долги (когда мюзикл только задумывался, стартовый капитал взяли в долг), и теперь отдавать их не с чего. Ставший в октябре самым знаменитым в мире, в марте мюзикл стал убыточен. И потому он будет закрыт. 10 мая — последний спектакль. Как вставали из могилы Первый шок — от «коммерческого предприятия». Если «ответ терроризму», значит, предполагалось, что восстановление спектакля — дело государственное? Да и деньги выделялись вроде государственные… — Мы очень благодарны государству,— тихо говорит продюсер Георгий Васильев,— что оно помогло нам в период восстановления платить сотрудникам зарплату… Если бы не это, ничего не было бы уже в декабре… Правительство РФ выделило «Норд-Осту» тринадцать с половиной миллионов рублей. Но не на восстановление мюзикла, а чтобы не умерли с голоду актеры. До того, по некоторым данным, «норд-остовцы» два месяца сидели без копейки… Мэрия Москвы отремонтировала разоренный ДК, на этом участие государства в судьбе спектакля практически прекратилось. Ущерб, нанесенный «Норд-Осту» (простреленные декорации, пресловутая оркестровая яма), равнялся двадцати трем миллионам рублей. Министерство культуры выделило три. Остальные деньги Васильеву пришлось искать самому. Как он ходил с протянутой рукой, Георгий Леонардович не рассказывает. Благодарно перечисляет тех, кто помощь выделил, и ни словом не упоминает тех, кто обманул или отказал. Но, видимо, они были. Из интервью Васильева программе «Итоги» (29.11.02): «…по предварительным прикидкам, от 15 до 25 миллионов рублей потребуется, чтобы восстановить все поврежденное… К сожалению, этих денег пока нет, и сначала мы думали, что успеем в январе запуститься, но, похоже, в январе мы уже не сможем… потому что обещанное финансирование задерживается». Из интервью актрисы Екатерины Гусевой «Новой газете» (26.12.02): «Мы должны возродить наперекор всем тем, кто сначала кричал «поможем, поможем», а сейчас попрятался в кусты…» Можно представить себе состояние вчерашнего заложника Васильева… А ведь когда актеры вышли из зала, все кричали, что они герои… Герои панически боялись входить в зал. Даже в других помещениях пели через комок в горле. Руководитель детской труппы два месяца боялся видеть своих подопечных, с которыми сидел в заложниках. Не мог заставить себя к ним прийти… Испытано на себе Вторая премьера «Норд-Оста» была 8 февраля. — На премьеру были аккредитованы четыреста журналистов и шестьдесят камер. После спектакля они стоя хлопали пятнадцать минут. А потом… написали. О трупном запахе. О танцах на гробах… Девяносто пять процентов публикаций были НЕ О СПЕКТАКЛЕ, а о событиях октября. До этого, в январе, билеты продавались очень хорошо… — Георгий Леонардович замолкает. — Мы три месяца выбирались из могилы… А журналисты нас туда вернули… Остро ощутив вину и стыд, я кинулась листать подшивку. Вот он, репортаж о премьере («КП» от 10.02.03)… «Здесь лежал убитый Мовсар Бараев в обнимку с бутылкой «Хеннесси»… «здесь сидели женщины-террористки, здесь была бомба»… «В первом ряду окаменело стояли женщина с парнем: «Мне больно. (Плачет.) Очень больно. Вот на этом месте девочку расстреляли»… Так, ясно… ЗНАЧИТ, И МЫ ПОВИННЫ В СМЕРТИ «НОРД-ОСТА»?! Чтобы разобраться в ситуации, я отправилась на спектакль сама. Одна: муж и все знакомые идти ТУДА отказались. Что случилось дальше… Прошу поверить: я человек не робкого десятка. По роду службы бываю в экстремальных ситуациях. Несмотря на это, на полпути к ДК у меня началась истерика. Я поняла, что НЕ ХОЧУ идти на спектакль. А хочу я ехать домой, забиться под кровать и тоненько там скулить (тогдашние свои мысли передаю дословно). С перекошенной мордой сидела я в зале. Рядом развлекался ребенок лет десяти: «Мам, а где шахиды сидели? Мам, а когда «Норд-Ост» захватили, бинокли и программки были?» Что говорили люди, проходя мимо оркестровой ямы, не буду пересказывать… Может, хотя бы актеры чувствуют по-другому? — Каждый день,— признался мне один из артистов мюзикла,— мы заходим в зал и переживаем тот ужас заново. Мы думали, время лечит: ничего оно не лечит. Спектакль четко делится на две части: до летчиков (на этой сцене вошли террористы.— Авт.), после летчиков. Каждый раз, как наступает ЭТОТ момент, я начинаю судорожно смотреть на выходы. И ЕСЛИ ЗРИТЕЛИ НАЧИНАЮТ ХОДИТЬ… Лицо у говорившего это актера было такое же перекошенное, как у меня… …Итак, доказано: обидевшая Васильева пресса написать по-другому не могла. Потому что она написала правду. «Нам не оставили выбора»… Можно ли было предвидеть, что кровавое шоу, устроенное террористами в октябре, окажется сильнее и ярче, чем музыкальное творение Ивасей? И каверинская сказка про любовь будет ассоциироваться только с бутылкой «Хеннесси»? В декабре, когда восстановление только шло, менеджеры мюзикла получили результаты соцопроса. Пятьдесят четыре процента зрителей, до теракта собиравшихся на «Норд-Ост», ответили, что теперь на него не пойдут… — Мы,— говорит Васильев,— надеялись все это переломить… Силясь отделить мюзикл от теракта, продюсеры развернули нехитрую пропагандистскую кампанию. Упирали, что все выметено, вычищено, заменено… Как видим, результата это не дало. Да еще и тяжко оскорбило родственников погибших. Поголовно поддерживая в ноябре возрождение спектакля, они ждали, что «Норд-Ост» найдет место для мемориала с фотографиями. Что спектакли будут начинаться с минуты молчания… Ничего этого нет. И когда родственники говорят о мюзикле, в глазах их леденеет ненависть. Татьяна Карпова, мать погибшего барда Александра Карпова: — Мы нашли в себе силы, пришли на премьеру. А там на стене вместо списка фамилий наших детей список спонсоров… Многие понимают: мюзикл ВЫНУЖДЕН был отказаться от знаков памяти; если сделать иначе, сбежит и оставшийся жиденький зритель. Но понять — не значит простить… яндекс — Георгий Леонардович,— спросила я Васильева,— вы же понимали, что в этом здании у мюзикла будут проблемы. Зачем же вы приняли решение — восстанавливать здесь? Георгий Леонардович удивился. — А решение принял не я… Я без сознания лежал в больнице, а московские власти уже через два часа после штурма заявили, что мюзикл будет восстановлен и в том же здании… Я вышел, а в ДК уже начался ремонт… Из интервью Васильева «Эху Москвы» (эфир от 01.11.02): «…просто сказали, что «Норд-Ост» начнет работать в ближайшее время в том же самом месте, в общем-то не спросив нас. Я хочу сказать, что ну ради приличия с нами бы связались все-таки…» — Конечно, для нас это был шанс выжить. Но возвращаться именно в то здание… Но выбор был: или возвращаться, или закрываться насовсем… Денег на переезд куда-нибудь в другое место не было… А власти я тоже понимаю (Васильев грустно усмехается), тогда надо было «отвечать терроризму»… Практически — нам не оставили выбора… Государственный вопрос Государство могло спасти «Норд-Ост», если бы захотело. Можно было не уничтожать следов теракта. Принципиально не продавать билеты на места, на которых погибли зрители. Не заделывать дырки от пуль… В Советском Союзе на местах величайших трагедий ставили мемориалы. К примеру, Хатынь… По доброй воле в такой «Норд-Ост», естественно, никто бы ходить не стал. Но и в те мемориалы люди ездили не сами. Возили организованно, автобусами… Зато патриотическое воспитание молодежи… О втором варианте рассказал мне бывший продюсер «Норд-Оста» Александр Цекало. Когда на второй день захвата он мок под дождем на Дубровке, к штабу подошел его знакомый — политтехнолог Алексей Ситников. Всю ночь они гуляли между постами… Ситников предложил сделать из «Норд-Оста» спектакль Мира. Ездить с ним по разным странам, давать в каждой по концерту. Сделать ОЧЕНЬ дорогие билеты, принципиально не переводить… «Норд-Ост» стал бы визитной карточкой России. А апофеоз — представление в Нью-Йорке 11 сентября… После освобождения ДК Цекало попытался воплотить этот сумасшедшей красоты проект в жизнь. Подключил депутатов Госдумы, но было уже третье чтение бюджета: переверстывать никто не брался. — Я стал думать,— говорит Александр Евгеньевич,— а есть ли у государства деньги на пиар государства? Ведь нам не все равно, что пишет о нашем президенте «Дейли пост»? Идея была: если есть такая статья в бюджете, просто вставить туда наш проект. Депутаты сказали: такой статьи… нет… …Когда «Норд-Ост» получил отрицательную прессу, Васильев приехал в редакцию. «Почему, почему,— спрашивал он,— не написать по-другому? Что выдержали, победили, смогли?..» Переадресуем вопрос государству. Прекрасный роман Каверина — произведение, на котором выросло целое поколение. Красивый мюзикл — лучший в России: им гордились, на него водили иностранцев. Почему же не сделали из его восстановления символ победы над терроризмом? VIP Казино является абсолютным лидиром среди онлайн казино, предлагающим игрокам широкий выбор игр и высокий уровень доступности. Казино https://potreba.org/ предлагает игрокам большое количество вариантов для проведения увлекательного отдыха и получения удовольствия. Добра над злом? Почему мюзикл загнали в здание, где он был обречен на смерть? «Потому что жидко обгадились»… «Потому что обгадились жидко,— сказал отец погибшего заложника Сергей Карпов.— Террористов в Москву пропустили. Сто с лишним человек положили. Чем гордиться? Какая тут победа над терроризмом?» «Такое впечатление,— сказал один из менеджеров мюзикла,— будто нас восстановили только для того, чтобы дать тихо загнуться»… Гадкая история с заложниками, которым не желают платить денег… Гадкий факт, что заложники, восемьдесят процентов которых, по некоторым данным, стали инвалидами, БЕЗ ВСЯКИХ ЛЬГОТ лечатся в поликлиниках по месту жительства… Гадкая история, как теракт в «Норд-Осте» не был признан форс-мажорным обстоятельством… Продюсер Васильев просил завод «Подшипник» в период восстановления ДК не брать с мюзикла арендную плату. «Конечно! Это ж чистый форс-мажор!» — сказали на заводе. А налоговая инспекция потребовала с «Подшипника» налог на аренду и ни о каком форс-мажоре не захотела слышать. И Васильев заплатил… «Все идет к тому,— говорят заложники,— что никакого теракта и не было. «Норд-Ост» закроют, и будто здесь никто не умирал…» На полгода гибели заложников Дмитрий Миловидов, отец погибшей четырнадцатилетней Ниночки, вкопал в газон перед ДК деревянный крест. Проклятие Михаил Виноградов — психиатр с тридцатилетним стажем. Был начальником научного центра в МВД, разрабатывал первый «усыпляющий террористов» газ — прообраз того, что применили на Дубровке. Возглавлял первую в Союзе бригаду экстренной медпомощи при массовых катастрофах. Лучше специалиста по психологии катастроф в «норд-остовском» кошмаре не разберется никто… — Что разбираться? говорит Михаил Викторович.— С «Норд-Остом» все ясно. Дело в том, что отрицательная психическая энергия… тот УЖАС, который испытывают умирающие насильственной смертью люди, всегда остается на месте трагедии. И в местах массовых убийств почти не исчезает. Подсознательно все люди знают это. Потому-то и боятся идти на «Норд-Ост»… И правильно делают: пребывание в образовавшемся «сгустке» ужаса бесследно не проходит. Кто-то получит язву желудка… Кто-то сойдет с ума… По словам Виноградова, человек, который решил восстанавливать спектакль, поступил аморально. Навредил живым и надругался над умершими. А Васильев просто поддался, желая сохранить свое детище. Бессовестные чиновники задурили ему голову… Утешить Васильева психиатру нечем. Мюзикл мертв. Умер в минуту, когда в зал вошли террористы… — Смертный ужас, который висит в ДК, по-другому зовут «проклятием». Оно и на здании, и на спектакле, и на труппе. Куда бы ни переехал «Норд-Ост» — проклятие «поедет» за ним. Сейчас задуманы гастроли — они провалятся… Возможно, я не поверила бы психиатру. Если б не одно обстоятельство. Когда Васильев просил освятить отремонтированный ДК, Патриархия сделать это отказалась. Черный пиар Если б вы знали, как мне их жалко. Васильев и Иващенко вынашивали этот мюзикл двадцать лет, и ласкали, как любимое дитя. Водрузили флаг «Норд-Оста» на Северный полюс. На сотом спектакле выпустили на сцену сто бумажных самолетиков… О том, что «Норд-Ост» закрывается, Васильев объявил актерам перед поездкой в Питер на «Золотую маску». Ребята так ждали «Золотой маски», от волнения не спали ночь… Наверное, со стороны Георгия Леонардовича это был жест отчаяния. Говорят, чтобы спасти спектакль, он сделал все. Был везде. Просил всех. В Питере спектакль получил две «маски». Праздник был непоправимо испорчен. «Такого отрицательного пиара,— печально сказал мне Цекало,— не получал ни один проект, никогда…» …Но похожая история была. В 1991 году был застрелен певец Игорь Тальков. В первые две недели убийцей считался охранник певицы Азизы Игорь Малахов; затем выяснилось, что стрелял другой. Но карьера певицы уже была перечеркнута. Игорь Крутой потом сказал о Талькове и Азизе: «Одним выстрелом убили двоих человек». Какая яркая и талантливая была певица… Какой яркий и талантливый был «Норд-Ост»… «Комсомольская правда»
просмотров: 5698 | Отправить на e-mail
|
- Пожалуйста, оставляйте комментарии только по теме.
|
Powered by AkoComment Tweaked Special Edition v.1.4.6 AkoComment © Copyright 2004 by Arthur Konze — www.mamboportal.com All right reserved |