There are no translations available
Лондонская галерея Flowers East Лондонский университет искусств Фонд Андрея Сахарова (США) Движение «За права человека» Комитет «Гражданское содействие» Московская Хельсинкская группа Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова
13 октября — 30 ноября 2006 Организаторы посвящают выставку людям, попавшим в заложники в театре на Дубровке, — погибшим и выжившим
Исчезнувшие не исчезают совсем, они продолжают жить в нашей совести; нераскрытые преступления не растворяются в вечности, они остаются там, где совершились, и довлеют над обществом, которое их совершило.
Ева Хоффман, писатель
Кто не против зла резко и до конца, тот в какой-то степени за него.
Томас Манн, писатель
23 октября 2006 г. исполняется четыре года со дня трагедии в Московском театральном центре на Дубровке, в котором 912 человек были взяты в заложники отрядом чеченских боевиков. Как известно, около 130 заложников погибли в ходе операции по их освобождению, большинство — в результате применения силовыми структурами наркотического газа, а также из-за отсутствия своевременной медицинской помощи пострадавшим. Несколько месяцев назад сотрудники Хьюман Райтс Вотч предложили Музею и общественному центру имени Андрея Сахарова показать выставку картин британского художника Джона Кина «57 часов в театре», посвященную трагедии захвата заложников в театре на Дубровке. Впервые выставка была показана в галерее Flowers East, в Лондоне 31 марта — 30 апреля с.г.. Она состоит из 28 живописных полотен разного размера. Вступительную статью для буклета выставки в Лондоне написала Анна Нейштадт, в 2001–2003 гг. работавшая директором представительства Хьюман Райтс Вотч в Москве.
Джон Кин — официальный военный художник Британии. Основой его полотен являются кадры видеосъемки, снятые российскими спецслужбами и самими террористами внутри театра на Дубровке и позже показанные по российскому и британскому телевидению. Эти кадры поразили художника и послужили толчком для создания его работ. Они наполнены ощущением трагедии людей, внезапно оказавшихся в непредвиденной и страшной ситуации. Эти картины своего рода непреднамеренный отклик на высказывание Сьюзан Зонтаг о том, что фотографии в газетах, отражая события, не дают полного представления об их реальных масштабах. Художник как бы подтверждает подлинность существования своих персонажей и изображаемые им явления и люди перестают быть лишь частью бесконечного потока информации. У находящихся в пространстве выставки зрителей появляется возможность ощутить себя присутствующими в театре на Дубровке рядом с заложниками и проявить к ним сочувствие. Работы Джона Кина … заставляют подумать о той оболочке невосприимчивости, в которой мы проводим свою жизнь день за днём, и в которую окружающий мир просачивается сквозь экраны телевизоров. А ещё о том, как легко эта оболочка может лопнуть под грубым давлением событий и людей, казалось бы, не имеющих к нам отношения. Реальный мир гораздо ближе к нам, чем кажется, и совсем недавние доказательства — взрывы в Лондоне — ещё раз убеждают нас в этом» — из пресс-релиза выставки в Лондоне. Почему я после долгих раздумий хочу и решился показать эту выставку в Москве, в нашем Музее? Во-первых, работы Джона Кина вызывают уважение и сочувствие к людям, пережившим в театре на Дубровке трагедию заложничества (среди них была и одна из участниц программ нашего музея) и выражают уважение к ценности человеческой жизни вообще. Во-вторых, среди показываемых Кином персонажей есть и убитые террористы. Как известно, те из них, кто находился в зале вместе с заложниками, были убиты усыпленными и следствие не получило возможности их допросить и узнать каковы были их мотивы и обстоятельства организации захвата заложников. Вопрос, с какой целью спецназ осуществил бессудную казнь террористок, находящихся в беспомощном состоянии, остается без ответа. Возможно, полученные при их допросе данные могли бы помочь предотвратить другие теракты (в частности, захват заложников в школе в Беслане в 2004 г). В-третьих, выставку следует показать в Москве, несмотря на риск весьма резкой ее критики со стороны властей, чтобы привлечь внимание российского общества к тому факту, что ответственность за гибель заложников почти всегда несут не только террористы, определенная доля этой ответственности лежит и на власти. Кроме того, целью показа в Москве выстав ки «57 часов в театре» является напоминание о преступлении, которое полностью не раскрыто, и которое невозможно забыть. По словам Петры Вебер, автора предыдущей выставки в Музее и центре имени Андрея Сахарова, человек чувствует себя беспомощным, уставшим и перегруженным информацией, только когда он бездействует. Поэтому мы надеемся, что выставка будет поддержкой мужественным людям,— прежде всего родственникам погибших, их адвокатам, журналистам и правозащитникам, продолжающим добиваться правдивого ответа на вопрос: результатом чьих действий явилась гибель 130 заложников и можно ли было ее предотвратить? Происшедшее во время захвата и освобождения заложников«Норд-Ост». Неоконченное расследование… События, факты, выводы» М., 2006. Упомянем о некоторых приведенных в этой книге фактах: 29 октября 2002 г. образована «Общественная комиссия «Союза Правых Сил» по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим заложникам». Вывод комиссии: «основной причиной увеличения числа жертв среди спасенных в ходе штурма заложников стала халатность должностных лиц, которые отвечали за организацию первой помощи пострадавшим, их транспортировку в стационары, а также за общую координацию действий людей после штурма». Комиссия предложила «привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших очевидную халатность в координации действий по спасению людей после штурма …». подробно описано в подготовленном родственниками погибших заложников Докладе: 30 октября 2002 г. Госдума отказалась рассмотреть предложение депутата Б. Немцова о создании парламентской комиссии по расследованию обстоятельств происшедшего теракта. К концу 2002 г. в суд было подано несколько десятков исков от бывших заложников, пострадавших от газовой атаки, и от лиц, потерявших в теракте своих близких. Наряду с требованиями материального характера люди надеялись в ходе судебных заседаний добиться ПРАВДЫ о случившемся в «Норд-Осте», зафиксировать показаниями свидетелей факты, которые могли бы пригодиться в уголовном преследовании виновных в гибели заложников. На сегодняшний день требования потерпевших о наказании виновных должностных лиц не удовлетворены, их жалобы о нарушении права на жизнь находятся в Европейском суде по правам человека, а выплаченная по решению Правительства Москвы (а не по решению суда) единовременная материальная помощь была переименована в компенсацию за материальный ущерб. По сообщению моих коллег, в 2003–2005 гг. Общероссийское движение «За права человека» и адвокаты Центра содействия международной защите неоднократно выступали в судах в защиту прав и интересов пострадавших заложников. Российские суды последовательно отказали им в требованиях признать расследование событий неполным и необъективным и привлечь к уголовной ответственности лиц виновных: в применении смертельно опасного наркотического вещества, в сокрытии от врачей состава этого вещества, а также в бессудной казни находящихся в беспомощном состоянии лиц (усыпленных и раненых) из числа террористов. Особливою популярністю користується Point Lotto casino. Сучасний сайт має актуальну ліцензію та працює в режимі 24/7. Також працює цілодобова служба підтримки, яка допоможе вирішити будь-які проблеми. У Pointloto ви зможете грати максимально комфортно, адже тут досить зрозумілий інтерфейс і красивий дизайн. Однако удалось добиться того, что в материалах судебных дел зафиксировано, что различные официальные данные о жертвах разнятся на десятки человек и что применение газа не могло помешать террористам уничтожить заложников, если бы террористы этого желали, поскольку бой с ними в здании рядом с залом с заложниками, продолжался еще около 20 минут после того, как террористы обнаружили, что в этот зал поступил газ.
Правозащитные организации, в т. ч. организаторы выставки убеждены, что необходимо добиваться от российских властей признания ими определенной доли ответственности за гибель сотен заложников в Буденновске, в театральном центре на Дубровке, в Беслане. Только шаг власти навстречу обществу в этом вопросе позволил бы надеяться, что если трагедия заложничества в России, не дай Бог, повторится, то те, кто принимают решения и планируют операции по освобождению заложников, в первую очередь будут заботиться о сохранении их жизни. Я думаю, Андрей Сахаров призвал бы власти именно к этому.
Организаторами показа выставки Москве являются: Лондонская галерея Flowers East, Британский университет London university of the Arts (Camberwell), Фонд Андрея Сахарова (США), Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, Движение «За права человека», Комитет «Гражданское содействие», Московская Хельсинкская группа, Российская объединенная демократическая партия «Яблоко».
Организаторы благодарят драматурга Наталью Пелевину и сотрудника Музея и центра имени Андрея Сахарова Елену Марценко за большой вклад в подготовку выставки в Москве. И, конечно, мы благодарим сотрудников Хьюман Райтс Вотч за саму идею показа выставки.
Ю. Самодуров директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
Views: 8034 | E-mail
|
- Please keep the topic of messages relevant to the subject of the article.
- Personal verbal attacks will be deleted.
- Please don't use comments to plug your web site. Such material will be removed.
- Just ensure to *Refresh* your browser for a new security code to be displayed prior to clicking on the 'Send' button.
- Keep in mind that the above process only applies if you simply entered the wrong security code.
|
Powered by AkoComment Tweaked Special Edition v.1.4.6 AkoComment © Copyright 2004 by Arthur Konze — www.mamboportal.com All right reserved |