home arrow 2008 arrow IN YOUR HANDS

home | домой

RussianEnglish

similar

Ustinovskaya, Yekaterina
Уже 22 года...
24/10/24 13:38 more...
author Аноним

Kurbatova, Christina
Детки
Милые, хорошие наши детки!!! Так просто не должно быть, это больно, это нечестно, это ужасно.
30/06/24 01:30 more...
author Ольга

Grishin, Alexey
Памяти Алексея Дмитриевича Гришина
Светлая память прекрасному человеку! Мы работали в ГМПС, тогда он был молодым начальником отдела металлов, подающим боль...
14/11/23 18:27 more...
author Бондарева Юлия

Panteleev, Denis
Вот уже и 21 год , а будто как вчера !!!!
26/10/23 12:11 more...
author Ирина

Ustinovskaya, Yekaterina
Помним.
24/10/23 17:44 more...
author Аноним

IN YOUR HANDS
Written by Светлана Губарева   
Понедельник, 16 Июнь 2008
In Dagestan the premiere of ‘In Your Hands’ was held. It is based on real events – the taking of hostages during ‘Nord-Ost’. For a long time, author Natalya Pelevayn had unsuccessfully tried to interest Russian theaters, primarily in Moscow, in her play. According to her, “there were people who were afraid that after this the state would no longer give money to the theater, or that somehow it would affect them personally, but someone came out and said, you know, Natalie, on reflection, I want to say honestly that people just won't come see it.” Only the principal director of the Russian Drama Theatre in Makhachkala, Skanderbek Tulparov, decided to host it. The audience gave it a standing ovation. Representatives of the government, however, did not just make a big show out of storming out of the auditorium — the next day the show was pulled from the stage on orders of the leadership of Dagestan, even though two more premieres were planned and tickets to these had been already been sold.
В твоих руках
Пьеса без антракта
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:


НАТАША, 30 лет

СЕДА,  22 года

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА

АЛЕКСАНДРА, ее дочь, 35 лет

АДАМ,  50 лет

БИЗНЕСМЕН,  40 лет

ДЕВУШКА, 21 год

ПЕРВЫЙ АРТИСТ

ВТОРОЙ АРТИСТ

ТРЕТИЙ АРТИСТ

ЧЕТВЕРТЫЙ АРТИСТ

ПЕРВАЯ АРТИСТКА

ВТОРАЯ АРТИСТКА

ГЛАВАРЬ, 22 года

ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ

ВТOРОЙ ТЕРРОРИСТ

ПЕРВАЯ ТЕРРОРИСТКА

ВТОРАЯ ТЕРРОРИСТКА

ДОКТОР, 50 лет


ДЕЙСТВИЕ

(Действие происходит как на сцене, так и в зале.  Bначале, пока актеры не начинают говорить, неизвестно, кто они. У cцены и вдоль стен стоят женщины-шахидки, обвязанные взрывчаткой. Периодически через зал проходят люди в масках.) 

Занавес открывается. На сцене декорация для  музыкального номера.

Звучит музыка, и на сцене начинается зажигательный танцевальный номер.

Внезапно раздаются крики и выстрелы.  Hа сцене появляются люди в масках. 

Танцующие останавливаются. 

Террористы  на сцене,  толкая прикладам, и заставляют aртистов-танцоров спуститься в зал.

На авансцену выходит ГЛАВАРЬ, смотрит в зал.

ГЛАВАРЬ Светa побольше дайте в зал! Я сказал, дайте светa побольше! (к залу)  Я понимаю, что это для вас неожиданность, но  если вы будете вести себя спокойно, все будет хорошо. 

В зале со своего места поднимается мужчина.

ГЛАВАРЬ  Сидеть!

МУЖЧИНА садится на место.

ГЛАВАРЬ Cпокойно сидите!  Бежать вам всеравно некуда! Mы пришли сюда с одной целью: остановить  войну.  И мы готовы умереть ради Аллаха!  Hе вынуждайте нас принимать крайние меры.   Oсвободить здесь места в первом ряду.  Поживее сказал!

Террористы поднимают  из первого ряда несколько человек и отводят их в сторону. Среди них НАТАША, ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА, ее дочь АЛЕКСАНДРА, АДАМ, ДЕВУШКА, БИЗНЕСМЕН.

 

На освободившиеся места террористы раскладывают аммуницию и прикрепляют взрывчатку.

НАТАША, молодая женщина в  шляпке, делает шаг вперёд.

НАТАША (из зала ГЛАВАРЮ) А нам что, здесь стоять?

ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ  (ГЛАВАРЮ) Куда их девать?

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ  Может, пусть на пол сядут?

ГЛАВАРЬ секунду думает.

ГЛАВАРЬ  Нет, ведите их сюда.

Несколько человек ведут на сцену, и они рассаживаются там.

ГЛАВАРЬ   Вы можете помочь и нам, и себе. У кого есть телефоны, звоните всем, кого знаете, чтобы они узнали, где вы и что с вами. Звоните, звоните, не стесняйтесь.

Заложники медлят, не зная, как на это реагировать.

ГЛАВАРЬ  Ну, звоните же!

Модно одетая и сильно накрашенная ДЕВУШКА, подружка БИЗНЕСМЕНА, делает полшага вперед.

ДЕВУШКА  Что, можно звонить?

ГЛАВАРЬ   Да, да! Звоните!

Заложники достают телефоны, начинают звонить.

НАТАША (Главарю)  Послушайте, я – журналистка… Вот моё удостоверение… Я хотела бы…

ГЛАВАРЬ (прерывая её)  Журналистка? Очень хорошо. Вот и звони в свою газету, пусть экстренный выпуск делают! Наше главное требование — прекратить войну. Пусть знают, мы – не террористы!

НАТАША А кто же вы?

ГЛАВАРЬ Иначе мы бы запросили  миллионы долларов. Звони, звони, чего ждёшь!

НАТАША вынимает мобильник, звонит. Одновременно начинают звонить и остальные заложники.

НАТАША Аллo, мама…

ГЛАВАРЬ  Ты же сказала, будешь в редакцию звонить!

НАТАША Мама, я не могу сейчас говорить. Я перезвоню. Перезвоню.

ГЛАВАРЬ  Звони, ну!

АДАМ, мужчина средних лет выходит на первый план.

АДАМ (в телефон)  Аллo, Мирабель! Мира, девочка моя, как ты? Понимаешь, тут у меня такая необычная история…  Я тебе сейчас все объясню…

АДАМ отходит.

Рядом с ПОЖИЛОЙ ЖЕНЩИНОЙ ее дочь АЛЕКСАНДРА. Она тоже пытается дозвониться.

АЛЕКСАНДРА (матери) Мама, там никто не отвечает.

В центре внимания ненадолго оказывается БИЗНЕСМЕН, крепкий, уверенный в себе мужчина.

БИЗНЕСМЕН  Глушенко? Это ты?..  Ну я, кто же… Слушай меня внимательно. Сообщи первому, что нас захватили…   Да, террористы… (oпасливо оглядываясь) Ну, в смысле… в общем ты меня понимаешь. Пусть срочно свяжутся с нашим посольством и пришлют  за мной..

НАТАША Редакция? Это Наталья. Я из театра звоню. Нy, у нас тут.. да, вы уже знаете, захват… Хорошо, еcли вы меня соедините. Жду.

ГОЛОС ПО РАДИО …С нами на прямой связи журналистка газеты «Московские будни», которая сейчас находится в захваченном театре. Наталья, скажите, что сейчас происходит?

НАТАША (ее голос слышен через радио) Нас взяли в заложники. Их требование — остановить войну и если…

ГОЛОС ПО РАДИО   Рядом с вами сейчас есть террористы?

НАТАША Да,  девушки и …

ГОЛОС ПО РАДИО Сколько всего?

НАТАША Не знаю.

ГОЛОС ПО РАДИО Как ведут себя террористы?

НАТАША Как террористы.

ГОЛОС ПО РАДИО  Проявления насилия были?

ГЛАВАРЬ (ПЕРВОМУ ТЕРРОРИСТУ) Хватит! Забери телефоны!

НАТАША Нет пока. Мы очень просим не оставлять нас… Наше правительство…

ГОЛОС ПО РАДИО (перебивая) Чем вооружены террористы?

НАТАША Бананами!

Бросает телефон террористу в мешок, куда кидают отобранные у заложников телефоны.

СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ.

К ГЛАВАРЮ подходит ТРЕТЬЯ ТЕРРОРИСТКА. Она показывает ему на ПОЖИЛУЮ ЖЕНЩИНУ.

ТРЕТЬЯ ТЕРРОРИСТКА (тихо) Женщине, кажется, плохо.

ГЛАВАРЬ  подходит к ПОЖИЛОЙ ЖЕНЩИНЕ и  АЛЕКСАНДРЕ.

ГЛАВАРЬ  Что с ней?

АЛЕКСАНДРА  Повышенное давление. Она гипертоник.

ГЛАВАРЬ Если такая больная, зачем в театр пошла. Больным надо дома сидеть.

АЛЕКСАНДРА (роется в сумке, нервничая, бормочет себе под нос) Я выиграла эти билеты. Вот и пошли. Мама вот настояла. (Достаёт что-то из сумки) Я нашла, мама. Тихо-тихо.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА  Я так не могу. Нужно воды, запить.

АЛЕКСАНДРА  Сейчас, мама.

Она достаёт из сумки пластиковую бутылочку, но воды в ней не оказывается.

АЛЕКСАНДРА (Главарю) Могу я принести ей  воды?  Пожалуйста.

ГЛАВАРЬ  молчит.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ из танцевального шоу встаёт.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ Будьте человеком, дайте ей сходить за водой.

ГЛАВАРЬ   Сядь, не выступай, ты уже повыступал, хватит.

К ПЕРВОМУ АРТИСТУ подходит ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ.

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ  Слышал, что сказано? Садись.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ вынужден вернуться на место.

ГЛАВАРЬ думает секунду, потом обращается к девушке-террористке  в зале.

ГЛАВАРЬ  Подойди сюда!

Это террористка по имени СЕДА – молодая женщина. Она одета во все черное, и платок закрывает её  лицо так, что видны только глаза. Вокруг талии пояс шахидки. Она поднимается на сцену.

ГЛАВАРЬ Сходи с ней за водой.

СЕДА и АЛЕКСАНДРА уходят.

У АДАМА звонит брегет. ГЛАВАРЬ замечает это.

ГЛАВАРЬ  Что такое?

АДАМ  Часы.

ГЛАВАРЬ  Ты кто такой? Откуда?

АДАМ Я – канадец. Канадский гражданин. Я хотел бы вам..

Из-за кулисы быстро выходит и подходит к ГЛАВАРЮ ТРЕТИЙ ТЕРРОРИСТ.

ТРЕТИЙ ТЕРРОРИСТ  Cрочно!

ГЛАВАРЬ (АДАМУ) Потом поговорим, «гражданин».

Вслед за ТРЕТЬИМ ТЕРРОРИСТОМ уходит за кулисы.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА (ПЕРВОМУ АРТИСТУ)  Спасибо вам, молодой человек.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Да ну что вы.

АДАМ  Это просто даже… как-то странно.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Странно?

АДАМ   Вечно я попадаю в какие-то истории.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Так вы и вправду канадец?

АДАМ  Да, в первом поколении.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ Английская Канада или французская?

АДАМ  Французская. Монреаль. (отрешенно) У меня дочь…

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Тоже здесь?

АДАМ  Нет, в Монреале. Это я, как видите, здесь.

БИЗНЕСМЕН, поворачивается и иронично смотрит на него.

БИЗНЕСМЕН (зло) Не только вы здесь. Мы все здесь.

Возвращаются СЕДА и АЛЕКСАНДРА с водой.

АЛЕКСАНДРА Сейчас будет лучше, мама. Oтпустит.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ Эй!

АЛЕКСАНДРА оглядывается на него. ПЕРВЫЙ АРТИСТ бросает ей  свою куртку.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ Положите ей под голову.

АЛЕКСАНДРА  Благодарю вас. Давай, мама, так будет удобнее.

Подкладывает ей куртку под голову.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА  Ничего, ничего, спасибо…

Пьёт, потом отдаёт бутылку дочери.

ДЕВУШКА  Можно, мне тоже?

АЛЕКСАНДРА Да, пожалуйста.

Отдаёт ей бутылку. ДЕВУШКА, пьёт, хочет вернуть то, что осталось, АЛЕКСАНДРЕ.

БИЗНЕСМЕН Дай мне.

Допивает бутылку до конца.

К НАТАШЕ, которая что-то пишет в своем блокноте подходит ТРЕТЬЯ ТЕРРОРИСТКА и неожиданно вырывает у нее блокнот и сумку.

ТРЕТЬЯ ТЕРРОРИСТКА  Что это?

НАТАША Я — журналистка…  Я пишу…

ТРЕТЬЯ ТЕРРОРИСТКА рассматривает блокнот, пролистывает его, потом швыряет  на пол. Сумку она отдает ПЕРВОМУ ТЕРРОРИСТУ. Тот роется в ней, кладет рядом с собой.

НАТАША поднимает блокнот.

АЛЕКСАНДРА (к НАТАШЕ) Ну что вам сказали в редакции?

НАТАША  Ничего, там  уже всё знают, делают все, что могут. Надо ждать.

АЛЕКСАНДРА   Вы думаете они смогут, ну,  взорвать?

НАТАША Я не знаю.

БИЗНЕСМЕН   Они обнаглели совсем. Непостижимо! Захватить в центре столицы …

АДАМ  … Вопрос, осмелятся ли они это сделать…

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА   Мне жарко.

АЛЕКСАНДРА  Я знаю, мама. (НАТАШЕ) Ну что делать… (Матери) Потерпи! (НАТАШЕ)  Cразу давление зашкаливает…

АЛЕКСАНДРА Может вы отпуститe пожилых? Вы же уважаете старость.

СЕДА Мы отпустили только детей.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА  Плохо мне!..

АЛЕКСАНДРА  Сейчас, мам, я намочу шарф.

Но бутылка пуста. АЛЕКСАНДРА направляется к двери.

СЕДА преграждает ей путь.

СЕДА Сколько ты еще будешь бегать?

АЛЕКСАНДРА  Столько, сколько надо.  Или вы хотите, чтобы моя мама умерла?

СЕДА Не надо мне здесь на совесть давить. Пойдем.

СЕДА и АЛЕКСАНДРА уходят.

ПЕРВАЯ АРТИСТКА в зале встаёт и тоже идёт к выходу.

Ей  преграждает путь ВТОРАЯ ТЕРРОРИСТКА.

ВТОРАЯ ТЕРРОРИСТКА  В чём дело? Ты куда?

ПЕРВАЯ АРТИСТКА Мне тоже нужно выйти.

ВТОРАЯ ТЕРРОРИСТКА вопросительно оглядывается на двух подошедших террористов.

ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ   Пусть идет.

ГЛАВАРЬ  Пусть сидит. Сидеть!

СЕДА (женщине) Нельзя. Терпи.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ Что значит «нельзя»! А если она не может терпеть! Под  себя что ли!

ГЛАВАРЬ   Сядь! (раздумывая) Что – нибудь придумаем. Вон в оркестр ходить будете. В яму.  (к залу) Поняли?  Всем вести себя тихо! Молитесь лучше, чтобы всё было хорошо. И помните, мы готовы умереть, так что если что-то пойдет не так, вы умрёте вместе с нами. Все сидите спокойно. Можете спать. Ещё долго сидеть.

МУЖЧИНА  Как же, поспишь тут!

ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕРРОРИСТ угрожающе подскакивает к нему.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕРРОРИСТ  Тихо, я сказал!

В зале замолкают.

АДАМ  (НАТАШЕ) Странно всё это.

НАТАША Что?

АДАМ  Вы ведь слышали, что сказал этот главный?

НАТАША Что?

АДАМ  Он сказал, что они пришли прекратить войны…

НАТАША Знаете, я когда-то читала у Нострадамуса, что конец света придет с Востока. И мы все погибнем… 

АДАМ  Ужасно, что в 21-м веке мы не можем найти общий язык. Столько проблем вокруг. Окружающая среда, которая гибнет… Да мало ли!.. Нам надо объединять усилия, а не… Что нам делить? Почему мы никак не можем научиться жить в мире? Либо мы все будем жить на этом свете, либо в конце концов, не останется вообще никого.

Подходит ВТОРОЙ АРТИСТ, прислушивавшийся к разговору.

ВТОРОЙ АРТИСТ Я, между прочим, с вами совершенно согласен. Мы даже задумали спектакль про это сделать. Я уже и музыку подобрал…

ТРЕТИЙ АРТИСТ   Это я подобрал.

ВТОРОЙ АРТИСТ   Твоя музыка никуда не годится.

АДАМ  Эйнштейн был прав.

ТРЕТИЙ АРТИСТ  также пододвигается поближе.

ТРЕТИЙ АРТИСТ  В каком смысле?

АДАМ  В четвертой мировой войне вход вновь пойдут дубинки и камни.

НАТАША Забыла, кто сказал эту фразу, но она мне очень нравится: всё в руках человечества. Поэтому ему нужно чаще мыть руки.

АДАМ  Очень точно.

Возвращаются СЕДА и АЛЕКСАНДРА.

АЛЕКСАНДРА накладывает мокрую повязку на лоб матери.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА   Спасибо, доченька.  Прошу тебя, позвони домой.

АЛЕКСАНДРА  Я уже звонила, мама, там никто не берёт, а сейчас звонить неоткуда.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА  (НАТАШЕ) Она развелась недавно, представляете? Вот такая беда.

НАТАША Это не беда. (Кивает на террористов)  Вот это беда.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА (упрямо) Зря ты развелась, Александра. Не так уж он был и плох. Вот я  здесь умру, и как ты будешь одна жить?

АЛЕКСАНДРА  Мама, хватит, всё…

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА  Хоть бы родила от него.

АЛЕКСАНДРА  Сколько можно!

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА   Eсли б ты родила…

АЛЕКСАНДРА  Мама!

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА  Ладно, молчу!

ДЕВУШКА (НАТАШЕ) Я хочу у вас спросить кое-что. Вы думаете, они действительно могут уничтожить все это? И вот так, в одну секунду?

НАТАША Не знаю.  Я думаю, что они и сами этого ещё не знают.

АЛЕКСАНДРА  Тогда ещё ничего, тогда ещё есть шанс.

ДЕВУШКА  Все это непонятно. Они же против войны, да? То есть они берут заложников и собираются нас  взрывать, потому что они против войны Странно. Я не понимаю.

БИЗНЕСМЕН  Ты опять за свое? Я же тебя просил помолчать.

НАТАША что-то быстро записывает в своем блокноте.

НАТАША (бормочет)  “Все вокруг против войн, а в итоге трупы в пластиковых пакетах. Целое море больших пластиковых пакетов”.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ Звучит неплохо.

Пауза.

АДАМ  В прошлый раз, когда я совершал поездку по Европе и России, мне очень понравилось, было весело.

ВТОРОЙ АРТИСТ  А чего вам сейчас не нравится? (Другому Артисту) Мы считаем, что и сейчас весело, да?

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Очень.

АДАМ  Я вообще-то я еврей, но когда-то уехал из Израиля. Ради дочки. Не хотел, чтобы она жила на линии фронта. А жена осталась…. А теперь вот, видите… Но вы знаете, мне кажется, с ними можно договориться.

БИЗНЕСМЕН   Вы что, издеваетесь над нами?

АДАМ  Мне кажется, нужно начать с ними разговаривать. Они ведь вполне адекватны…

ПЕРВЫЙ АРТИСТ Только иногда немножко стреляют, да? И вот бомбы разложили. А так всё нормально.

АДАМ   Я их не оправдываю… Главное, оттянуть время, дать возможность ТАМ сориентироваться и проанализировать ситуацию…

ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ поднимается на сцену, рассматривает зал, уходит за кулисы.

ТРЕТЬЯ ТЕРРОРИСТКА обходит зал, чтобы убедиться, что все в порядке.

АДАМ  (НАТАШЕ) Послушайте! Вы посмотрите на этих женщин. Посмотрите в их глаза. Нужно начать говорить с женщинами!

БИЗНЕСМЕН Какие глаза! Это же глазницы. И потом они все обдолбaнные, вы что, не видите?

В зал возвращается ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕРРОРИСТ.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕРРОРИСТ (МУЖЧИНЕ) Чего смотришь?

МУЖЧИНА   Ничего.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕРРОРИСТ неожиданно достает нож.

МУЖЧИНА неотрывно глядит на него.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕРРОРИСТ   Яблочка хочешь?

Он ухмыляется, достает яблоко, отрезает от него кусок,  ест, отходит.

На сцену возвращается ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ, подозрительно разглядывает зал.

ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ уходит со сцены в зал.

АДАМ  Неужели вы думаете, они действительно хотят умереть?

БИЗНЕСМЕН (повысив голос) Вы придуриваетесь или всерьез? Слушайте, а может вы никакой не канадец, а агент ЦРУ? Что вы дурочку-то разыгрываете! Откройте глаза пошире. Это что, по вашему, они носят пояса от Версаче? Последний писк моды?

НАТАША  Это не писк моды, это крик войны. Мы давно должны были начать с ними разговаривать. Может, быть ещё не поздно.

БИЗНЕСМЕН Вы тут все слишком сентиментальны. С кем вы собираетесь разговаривать? (понизив голос) Стрелять их надо, как собак, черножопых этих! Это ж не люди!

ВТОРОЙ АРТИСТ  А вы, кстати, откуда? У вас какой-то говорок необычный.

БИЗНЕСМЕН  Я? Я из государства Беларусь, к вашему сведению. Слыхали о таком? Вот (показывает на ДЕВУШКУ) в кои-то веки решил поразвлечься… Не пожалел бабла…

АДАМ  Послушайте, всё ведь на самом деле очень просто. Неужели вы не понимаете? Вы  развлекаетесь, а у них идёт война, настоящая, с настоящей кровью и смертью. Раньше это вас не касалось, вы на  нее смотрели только по телевизору. Как на сериал.  А теперь эти страх и кровь — ваши. Война пришла сюда, и мы…

БИЗНЕСМЕН  Мне плевать, куда пришла война. Я лично своей жизнью ни за чью чужую кровь расплачиваться не собираюсь. А вы со своей можете делать, что хотите, это ваши проблемы.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ Главное, чтобы они там не приняли решения  штурмовать.

ДЕВУШКА  Да ну что вы? Разве это возможно, а?

АДАМ Все возможно. Наверняка найдутся те, кто будет настаивать именно на таком решении.

ДЕВУШКА Я не могу в это поверить…

БИЗНЕСМЕН  Я тебе что сказал, помолчи! (Всем) Во всяком случае вы тут можете не надеяться, никакой президент  сюда не придет, это уж я вам точно говорю.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА   Доченька, мне плохо!

АЛЕКСАНДРА   Мама! А интересно, если бы здесь были их дети…

АДАМ  Не думаю, чтобы это что-то принципиально изменило. Когда идет война, гибнут все без разбора, в том числе и дети правителей. Племянник Авраама Линкольна, например, дослужился до капитана и был убит. А сына другого американского  президента Вудро Вильсона буквально разорвало на части во время Первой мировой войны.

БИЗНЕСМЕН  Я смотрю, вы хорошо знакомы с американской историей!

АДАМА  Да, я интересовался…

ВТОРОЙ АРТИСТ A когда у генералиссимуса Сталина сын был в фашистском плену, он отказался его спасти — выменять на немецкого генерала.

АДАМ  О… Это только означает, что у Сталина были серьёзные принципы, но это вовсе не значит, что нам не на что надеяться. В конце концов… И я уверен…

БИЗНЕСМЕН   Надеяться на что? На кого? Кто тут на что надеется? Вся надежда всегда на авось да небось. Случай вынесет.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Ну, почему же, ещё можно на себя надеяться.

ТРЕТИЙ АРТИСТ (понизив голос, с испугом) Ты что имеешь ввиду? (Пауза) А я вот думаю, когда ты там, на свободе, телевизор смотришь, то вместе со всеми  кричишь: никаких переговоров с террористами быть не может. А когда попадаешь по другую сторону баррикад…

АЛЕКСАНДРА  Тогда очень хочется, чтобы тебя услышали и поняли.

НАТАША  (задумчиво) Человечество встало перед страшной дилеммой, вам не кажется? Быть или не быть рядовому Райену.

ДЕВУШКА   Кому?

НАТАША Есть такой американский фильм. Целая рота, жертвуя собой идет спасать одного рядового солдата.

ТРЕТИЙ АРТИСТ  Для сегодняшнего дня это даже очень вредный фильм. Зачем спасать одного, двух, двести несчастных, если их во имя принципов можно принести их в жертву миллионам, и при этом еще говорить о гуманности, морали…

АДАМ  Пару тысячелетий назад мой народ отдал на заклание своего великого сына, а потом тысячи лет расплачивался за содеянное.

ТРЕТИЙ АРТИСТ  Человечество, к сожалению, не учится на своих ошибках.

НАТАША Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых ты облагодетельствовал, но не тех, которые находятся под гневом и не заблудших.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ   Что это?  Откуда?

НАТАША Это Коран. Первая сура.

БИЗНЕСМЕН   А ты откуда так хорошо Коран знаешь?

НАТАША Знаю. У меня друг был…

БИЗНЕСМЕН  Друг? Интересно.

НАТАША А в чем собственно дело?

БИЗНЕСМЕН  Да ни в чем. И вообще, нечего тут выставляться! Подумаешь, шляпу нацепила!..

НАТАША Так вам что именно не нравится — моя шляпа или Коран?

АДАМ Коран можно трактовать по-разному. Любую религию можно использовать в своих целях.  В Коране действительно много хорошего…

БИЗНЕСМЕН  Так. Приехали. Теперь он  уже и в Коране много хорошего нашел. Может, нам всем его наизусть выучить? А если ты такой умный, канадец ты, еврей или кто ты там есть, так пойди, объясни им, что все мы должны жить в любви и молиться одному богу, а я лично так прямо сейчас приму мусульманство, и (кивает на ДЕВУШКУ) вот она тоже. (ДЕВУШКЕ) Правда? И потом все мы, и они, дружно так и красиво выйдем отсюда под вспышки репортёров и аплодисменты. Как в  ваших голливудских фильмах…

Пауза.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Поздно. Мы же все здесь взрослые люди, вы что, не понимаете? Боюсь, что выплывем мы отсюда совсем по-другому.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА    Александра!

АЛЕКСАНДРА  Mама, ну потерпи еще немножко, пожалуйста.

В зале появляется ТРЕТИЙ ТЕРРОРИСТ. Он осматривает зал, отходит в сторону, молится.

ПЕРВАЯ АРТИСТКА запевает средневековую песню. Ее подхватывает ВТОРАЯ АРТИСТКА, а потом и остальные артисты.

Подбегает ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕРРОРИСТ.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕРРОРИСТ  Хватит! Прекратить!

Артисты замолкают. ЧЕТВЕРТЫЙ АРТИСТ отходит.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Хотите я вам анекдот расскажу?

ВТОРОЙ АРТИСТ  Давай. Самое время.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Бежит муравей по лесу, видит лягушку. «Лягушка, а почему ты такая зеленая и скользкая?» «Я болею,  - отвечает та,- oбычно я белая и пушистая».

ТРЕТИЙ АРТИСТ   Смешно.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Между прочим, он меня спас.

АЛЕКСАНДРА Каким образом?

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Я был такой пухлый в старших классах, и крутые ребята все издевались надо мной. И однажды они меня подкараулили. Эй, ты, пончик, обвалять тебя в сахаре?.. Я  понял, что мне конец. И вдруг меня осенило. Я им говорю: слышали новый  анекдот. И рассказал им. Они заржали. Это меня и спасло.

ТРЕТИЙ АРТИСТ  А вы им расскажите, может они тоже заржут и вас отпустят.

АДАМ Это, кстати, не такая плохая мысль. Не всё ли равно, с чего начинать разговор, можно ведь и с анекдота… Главное, начать…

БИЗНЕСМЕН  Вы можете прекратить эту трескотню, а?.. (АДАМУ) И ты может уже заткнёшься, миротворец? (актёрам-танцорам) Ну, что вы, как дебилы, честное слово! Нашли место анекдоты травить. Вам самим не надоело?

ДЕВУШКА Перестань.

БИЗНЕСМЕН  А что? Он меня достал. (СЕДЕ) Девушка, вообще-то вы не всех же граждан должны  удерживать. Мы, белорусы, здесь вообще нипричём! Это же все чужие дела, правильно?

НАТАША (АДАМУ) Поговорите с ней. Bы ведь канадец, вас они отпустят. Им не нужны проблемы с Канадой.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Это точно. Граждан из нейтральных государств, как правило, отпускают в первую очередь.

АДАМ  Никто не может быть нейтральным сегодня. Всем тяжело.

НАТАША Кто вы по профессии?

АДАМ  Я математик. С цифрами вожусь. С цифрами, знаете, всё просто. А с людьми нет. Я всегда мог вычислить любую формулу, кроме формулы человеческих отношений. Нет таких формул. И правильных ответов тоже нет.

Он меняется в лице. Ему плохо..

НАТАША Что такое? Вам плохо?

АДАМ  Не знаю, чего-то прихватило. Была операция два года назад. Клапан… Да, какая разница…

НАТАША О Господи! Вам хуже?

АДАМ  Не знаю.. 

АЛЕКСАНДРА  Вот, возьмите валидол.

АДАМ берёт таблетку.

АДАМ  Благодарю вас.

БИЗНЕСМЕН (СЕДЕ) Девушка, вы не могли бы меня связать с белорусским посольством. Я уверен, что они там тоже пытаются с вами связаться. Вы понимаете? Я настаиваю на разговоре с белорусским послом. Я ведь могу быть посредником….

Он встаёт и с улыбкой приближается к СЕДЕ. Она выпрямляется, направляет на него писталет.

БИЗНЕСМЕН  Спокойно, спокойно, девушка…

ДЕВУШКА  Сядь, прошу тебя! 

БИЗНЕСМЕН  Да она мне ничего не сделает.

СЕДА двигается навстречу.

СЕДА Вернись на место!

ПЕРВАЯ АРТИСТКА Что же это делается!

На сцену из зала выбегают террористы.

ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ   (к залу) Всем сидеть, не вставать!

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ   Замолчали все!

СЕДА (угрожающе)  Ну!

СЕДА стреляет в потолок.

БИЗНЕСМЕН  отскакивает и садится на место.

БИЗНЕСМЕН Черт возьми.

СЕДА Сиди спокойно. А то пристрелю, как собаку.

ДЕВУШКА (СЕДЕ) Всё, всё, он уже успокоился.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ (БИЗНЕСМЕНУ) Вы её доведёте, что она вам точно одно место отстрелит.

Террористы, убедившись, что все в порядке, опять спускаются в зал.

АДАМ  Странная штука жизнь (горько) У меня поздний ребёнок. Дочь. Один воспитываю. Ей всего семнадцать лет лет. Такая девочка прекрасная.  Балетом занимается… Вроде чуть-чуть отпустило.

НАТАША Ну и хорошо. (СЕДЕ) Можно я позвоню?

СЕДА Сиди! 

АДАМ    Я серьезно считаю, с ними можно было бы найти общий язык. Может быть.

ВТОРОЙ АРТИСТ  Так давайте, ищите, чего вы ждете! 

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Оставь человека, видишь ему плохо.

ВТОРОЙ АРТИСТ   Я просто не люблю, когда зря болтают. Тоже мне турист!..

ПЕРВЫЙ АРТИСТ   Заткнись, а?

ВТОРОЙ АРТИСТ  А ты мне рот не затыкай!

БИЗНЕСМЕН  Вы оба заткнитесь! (АДАМУ) Но вообще-то парень прав. Ты  слишком много болтаешь. Здесь тебе не СиЭнЭн. (МУЖЧИНЕ) А вы чего смотрите?

ТРЕТИЙ АРТИСТ   Отстаньте от него!

ПЕРВЫЙ АРТИСТ   (Бизнесмену) Я смотрю, на вас не угодишь. Говорить –нельзя, смотреть — тоже.  Вот персонаж!

БИЗНЕСМЕН   Ты не забывайся, парень. Персонажи, это у вас на сцене.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ   А у вас?

БИЗНЕСМЕН   А у нас … бизнесмены.

АДАМУ становится все хуже.

НАТАША  старается успокоить его, помогает ему принять более удобное положение.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА   Смотрите, он совсем побелел.

НАТАША Ну что вы, Адам?

АЛЕКСАНДРА  Вы не можете здесь умереть, что вы придумали?

НАТАША (СЕДЕ)  Нужен доктор. Ему  плохо.

СЕДА делает знак в зал. Опять подходит ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ. 

СЕДА наклоняется, убеждает его в чём-то.

ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ  Bрач есть? (к залу) Дайте свет!

В зале зажигается свет.

ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ Есть кто  доктор?

Тишина. В зале встаёт мужчина, это ДОКТОР.

ДОКТОР  Я.

ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ  Иди сюда!

Доктор поднимается и идёт на сцену.

Тем временем в зале ПЕРВАЯ АРТИСТКА обращается к ЧЕТВЕРТОМУ ТЕРРОРИСТУ, проходящему мимо.

ПЕРВАЯ АРТИСТКА Вы вообще кто?

ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕРРОРИСТ   Мы? Борцы за свободу.

Артистка делает многозначительное лицо.

ДОКТОР тем временем поднимается на сцену, тихо говорит с АДАМОМ,  щупает пульс и т. д.

ДОКТОР(СЕДЕ)  Нужна серьезная медицинская помощь и как можно скорее.  Искусственный клапан  сердца.  Я здесь ничего не могу сделать.

СЕДА отходит в сторону и по переговорному устройству связывается с кем-то из своих. Быстро что-то говорит.

НАТАША (АДАМУ) Всё будет хорошо.

СЕДА возвращается на авансцену.

СЕДА (АДАМУ) У вас паспорт с собой? Покажите паспорт.

АДАМ    Он в кармане. (НАТАШЕ)  Достаньте, пожалуйста.

НАТАША достаёт паспорт АДАМА, протягивает СЕДЕ. Она разглядывает его, потом возвращает.

СЕДА кивает на одного из террористов.

СЕДА Идите с ним и не задавайте вопросов.

НАТАША (АДАМУ) Вот видите, я же вам говорила. Ну, и слава Богу.  Всё будет  в порядке. Скоро вы будете дома.

АДАМ   Господи… Не знаю, что сказать… Я даже не знаю вашего имени.

НАТАША Наташа.

АДАМ   Да хранит вас Господь, Наташа.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕРРОРИСТ вместе со ВТОРЫМ ТЕРРОРИСТОМ уводят АДАМА.

ДОКТОР уходит назад, в глубь зала.

БИЗНЕСМЕН  Э, погодите! Я настаиваю, чтобы меня тоже отпустили. Я не канадец, но я гражданин республики Беларусь. Я тоже из нейтрального государства. Не какой-нибудь вам американец, россиянин или… француз. Мы никому ничего плохого не делаем. Вы же знаете… Так несправедливо. Этот канадец еврейский сидел, ничего не хотел вроде бы. Никуда не просился.   А его отпустили. А может он и не канадец на самом деле, а агент ЦРУ.  Там же Америка рядом. Он же неслучайно все знает про детей американских президентов. Он сам себя выдал.  Ненавижу их всех.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  А девушка ваша откуда?

БИЗНЕСМЕН  А тебе какое дело?

ДЕВУШКА (трогает за рукав) Прекрати, пожалуйста!

БИЗНЕСМЕН  Что, прекрати? Что значит, прекрати? Отстань от меня.

ДЕВУШКА (ПЕРВОМУ ТЕРРОРИСТУ) Я из России, с юга, с Краснодара.

НАТАША (БИЗНЕСМЕН) Если даже вас отпустят, ведь девушку вашу вряд ли выпустят.

БИЗНЕСМЕН  Вы что не понимаете? А ещё журналистка! В этой ситуации надо спасать, как можно больше человеческих жизней.  Кроме того, я смогу больше сделать оттуда. Для всех.

ДЕВУШКА   Да уж, конечно…

БИЗНЕСМЕН  А ты молчи! Ты вообще кто? Кто тебе слово давал? Я тебя трахаю. И всё. Больше за этим ничего не стоит. (Всем) Чего смотрите? Это правда. Вы что ли ангелы с крылышками? (СЕДЕ) Ну, так что, девушка? Мы с вами договорились? Чего ждём? Доложите там про меня, кому нужно…

СЕДА молча наблюдает за ним.

БИЗНЕСМЕН  в злобе сплёвывает. После секундного размышления он встает, расстегиваeт часы и, снимая их, направляется в сторону ВТОРОГО ТЕРРОРИСТА.

БИЗНЕСМЕН Возьми часы. Швецарские! Страшно дорогие! Вот это все настоящие бриллианты! Крупные какие, видишь…

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ Ты думаешь, я продаюсь, свинья? Ты думаешь, мне нужны твои поганые часы?

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ выхватывает у него часы, бросает их на пол и разбивает сапогом.

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ Ай, ай, ай! Hа полу твои бриллианты!

Хватает БИЗНЕСМЕНА за волосы и заставляет встать на колени.

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ А теперь будь хорошим мальчиком и подбери свои стекляшки.  Я сказал подбери.

БИЗНЕСМЕН тянется руками.

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ Нeееет, ртом я сказал, вот тaк. A теперь жри их. Hу, ну. Давай, свинья. Bот так.

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ отпускает его. Тот с трудом поднимается держась за живот и садится на место.

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ Потом достанешь их из своего дерьма.

АЛЕКСАНДРА отходит чуть в сторонку и начинает тихо молиться.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ (БИЗНЕСМЕНУ) Ну, ты и фрукт!

БИЗНЕСМЕН  Тебя, сопляка, забыли спросить. Твоё дело на сцене ногами дрыгать!

Взбешенного ПЕРВОГО АРТИСТА оттаскивают друзья.

ВТОРОЙ АРТИСТ (Седе) Послушайте, а чего вы нас вообще тут держите на этой сцене? Дайте нам хотя бы переодеться, грим снять!

Остальные Артисты его активно поддерживают.

ПЕРВЫЙ АРТИСТ (показывая за кулису) Вот же наши гримерки рядом!

ВТОРОЙ АРТИСТ Мы оттуда всё равно никуда деться не можем, не прыгать же с 4-го этажа…

ТРЕТИЙ  АРТИСТ Мы же после танца, потные, грязные…

БИЗНЕСМЕН  Именно что потные!

ПЕРВЫЙ АРТИСТ (БИЗНЕСМЕНУ) А ты свои пять копеек обязательно должен вставить!

БИЗНЕСМЕН  Иди, правда, прими ванную, выпей чашечку кофэ!

ПЕРВЫЙ АРТИСТ  Козёл!

СЕДА, подумав, кивает ВТОРОМУ ТЕРРОРИСТУ.

НАТАША  Разрешите им.  Пожалуйста.

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ  Ладно, идите!

Артисты под конвоем ВТОРОГО ТЕРРОРИСТА уходят в правую  кулису.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА (АЛЕКСАНДРЕ) Доченька, держи меня за руку. Плохо мне….

АЛЕКСАНДРА (раздраженно) Мама! Мама, что с тобой? Рука такая холодная…  у  неё кровь из носа идёт… что с ней?  Зaпрокинь голову. Вот так…

АЛЕКСАНДРA подбегает  к СЕДЕ.

АЛЕКСАНДРА (СЕДЕ) Маме очень плохо.  Я вас очень прошу…

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА (кричит) Не надо, не унижайся!  Я запрещаю! Ничего у нее не проси!.

АЛЕКСАНДРА бежит назад, к матери.

АЛЕКСАНДРА  Успокойся, мамочка.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА  Я ничего от них не приму. И я не оставлю тебя здесь одну.

АЛЕКСАНДРА  Aртериальное давление она же гипертоник. Похоже на криз.

АЛЕКСАНДРА бежит к СЕДЕ, но ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА вновь её останавливает.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА   Я ничего не понимаю. Почему они хотят нас убить? Не они давали нам жизнь, не им ее отнимать… Позвони тете Анне,  скажи что деньги на похороны спрятаны в первом томе энциклопедии, а белье в шкафу…

АЛЕКСАНДРА  Мама…

БИЗНЕСМЕН (с усмешкой) Если все взлетит на воздух, то никакое бельё никому из нас уже не пригодится. Ваше бельё останется вашей Анне.

НАТАША (БИЗНЕСМЕНУ) У вас есть мать?

Он молчит.

НАТАША (СЕДЕ) А у вас?

СЕДА молчит.

АЛЕКСАНДРА (Седе)  Она проклянет вас  

К СЕДЕ из зала подходит ВТОРАЯ ТЕРРОРИСТКА, в чем-то убеждает ее, кивая на ПОЖИЛУЮ ЖЕНЩИНУ.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА  (дочери)  Я не хочу её жалости, Александра.

АЛЕКСАНДРА (испуганно) Мама!

СЕДА (ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТКЕ) Нет!

Но ВТОРАЯ ТЕРРОРИСТКА настаивает, и СЕДА в конце концов раздраженно пожимает плечами и отдает ей переговорное устройство. Вторая террористка отходит, говорит с кем-то по переговорнику.

ВТОРАЯ ТЕРРОРИСТКА  (в переговорник)  Что-о-о?!!

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА   У меня нет ненависти ни к кому. Но эти люди несут зло. Почему?  За что? Что мы им сделали? 

Она задыхается.

АЛЕКСАНДРА  Мама,  что с тобой…

ВТОРАЯ ТЕРРОРИСТКА заканчивает разговор, кивает головой в ответ на немой вопрос. СЕДА потом что-то шепчет ей на ухо и возвращает переговорник.

ВТОРАЯ ТЕРРОРИСТКА  (АЛЕКСАНДРЕ) Сейчас вашу маму отведут наверх, там она сможет лечь.

ВТОРАЯ ТЕРРОРИСТКА уходит обратно в зал. На сцене появляется ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕРРОРИСТ, к нему подходит ТРЕТИЙ. Вместе они хотят увести ПОЖИЛУЮ ЖЕНЩИНУ, но  она сопротивляется.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА  Куда меня ведут?!! Я никуда не пойду без дочери!

ЧЕТВЁРТЫЙ ТЕРРОРИСТ (толкая её) Иди, старая, пока дочь не пристрелили!

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА ПАДАЕТ.

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ  Да пусть здесь подыхает.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА  Доченька!.. Прощай!..

АЛЕКСАНДРА  Мама… (плачет)

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА сдаётся и вместе с террористами  идёт к выходу. АЛЕКСАНДРА бросается  к ней, обнимает её. Их начинают растаскивать. НАТАША пытается удержать АЛЕКСАНДРУ. 

СЕДА (террористам, мрачно) Пусть идёт..

АЛЕКСАНДРА  бежит вслед за матерью.

НАТАША (СЕДЕ) Слава Богу.

СЕДА Бог тут нипричем. Один уже умер.

НАТАША Kто?

СЕДА Канадец ваш умер.

НАТАША Адам умер?

СЕДА Да.

НАТАША Боже мой!

БИЗНЕСМЕН   А…

ДЕВУШКА  Молчи! Не говори ничего!

Все сидят в тишине. В зале, недалеко от сцены, ТРЕТИЙ ТЕРРОРИСТ затягивает протяжную  песню-молитву.

НАТАША (СЕДЕ) Это настоящее, ну…  у вас на поясе?..

БИЗНЕСМЕН  Ну, у вас и вопросики! Вы по какой теме специализируетесь, журналисточка?

НАТАША Светская хроника, театры, концерты… Просто непохоже…

СЕДА Уничтожает всё в радиусе двухсот метров.

БИЗНЕСМЕН  (НАТАШЕ)  Ну, ещё вопросы есть у представителей прессы?

Входит ГЛАВАРЬ.

БИЗНЕСМЕН (вскакивая) Наконец-то. Послушайте, я из нейтральной зоны. У меня белорусский паспорт, не русский, подчеркиваю, не французский, не индусский, а белорусский.  Я уже просил вашу…  представительницу связаться с нашим посольством..

ГЛАВАРЬ подходит к СЕДЕ, они о чём-то тихо и быстро говорят.

ГЛАВАРЬ (не оборачиваясь, бизнесмену) Идём.

БИЗНЕСМЕН Что?  Я?  Почему  вдруг? Вы что, меня отпускаете? Странно. А? Но вообще-то я могу остаться…

ГЛАВАРЬ Иди вперёд!

БИЗНЕСМЕН (растерянно) Ну… я пошел?

ГЛАВАРЬ его уводит.

ДЕВУШКА  Что с ним будет?

СЕДА молча отворачивается.

НАТАША Выглядит это всё не очень.

ДЕВУШКА  Он конечно еще тот тип… Но…. Жаль, если… (ГЛАВАРЮ) Что с нами будет?

ГЛАВАРЬ   Пока не знаю.  Мы ждём началo переговоров. Нам обещали. Пока что нам нужна женщина -  выступить по радио.

ЖЕНЩИНА   А что надо говорить?

ГЛАВАРЬ  Что всё здесь в порядке, что с вами обращаются нормально. Скажете,  если наши требования не будут выполнены в ближайшее время, мы начнём действовать.

ДЕВУШКА   А что значит «действовать»? Убивать?

ГЛАВАРЬ  Да через каждые почаса.

НАТАША Давайте, я пойду. Я журналистка.

ГЛАВАРЬ  Нет, нам журналисты не нужны. Мы им не верим. И они, кстати, тоже.

Взгляд ГЛАВАРЯ падает на ДЕВУШКУ.

ГЛАВАРЬ  Ты иди.

ДЕВУШКА  Я? Я не поняла, так что я должна сказать? Что все живы, пока… Что нас не обижают… Но если правительство не выполнит ваши требования, то… неизвестно. В смысле, что вы… что все взлетит на воздух… Чтобы что-то сделали. Да?

ГЛАВАРЬ  Так и скажешь. Идём. Ну, идем!

ДЕВУШКА (НАТАШЕ) Увидимся…  Может быть.

ГЛАВАРЬ  и ДЕВУШКА уходят.

СЕДА И НАТАША оказываются одни. Какое-то время обе смотрят перед собой в абсолютной тишине.

НАТАША Что же теперь?

Длинная, тяжёлая пауза.

НАТАША Душно здесь. (пауза) Я пришла сюда, чтобы написать репортаж. (пауза) У вас нет воды?

СЕДА (в зал) Принеси молоко сюда.

ТРЕТЬЯ ТЕРРОРИСТКА подходит к сцене, даёт CЕДЕ бутылку и опять уходит назад.

Та передаёт её.

НАТАША Спасибо.

Она жадно пьёт.

НАТАША (СЕДЕ) Я понимаю, нет, я знаю, что у вас есть причины… быть здесь. Простите…

СЕДА Простить кого?

НАТАША Не знаю. Меня. Простить за то, что с вами случилось. Я ненавижу войну. Наверное, не так как вы. Но я ее тоже ненавижу. Любую войну.

СЕДА (резко) Ты ее не знаешь.

НАТАША Человек ведь не может войну любить. Но… Я много говорю, да?. Надо молчать, а я всё чего-то говорю.

СЕДА Говори.

НАТАША Я хотела сказать, что нам ведь тоже не просто. Знаете, радости мало. Я имею ввиду народ. Ведь всё как-то не так. Насилие это постоянное. Законы, которые ничего не значат. Люди обозлены. Всё не так, как хотелось бы… Как-то я глупо объясняю, да? Оказывается, я и говорить-то толком не умею. Спросите, а как же я писала?.. Не знаю. Я наверное умею только жаловаться. (после паузы) Не  убивайте нас, пожалуйста.

СЕДА Я не хочу никого убивать.

НАТАША Нет? А они?

Пауза.

Внезапно из за кулисы выскакивает и через сцену бежит ПЕРВЫЙ АРТИСТ. Он вихрем проносится через зал и выскакивает за дверь. За ним бегут террористы.

На сцене из-за кулисы появляется ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ. За ним видны ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ  и другие танцоры.

ВТОРОЙ ТЕРРОРИСТ  А ну назад!

Он загоняет aртистов-танцоров  назад, в кулису.

В зале тем временем  переполох. Кто-то вскакивает с места.

ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ  Всем сидеть на месте!

Из коридора слышен шум, крик и короткая автоматная очередь.

Тишина.

Потом слышен крик ГЛАВАРЯ  «Уберите его отсюда!».

ПЕРВЫЙ ТЕРРОРИСТ Успокойтесь! Паники не надо! Тихо! (в конец зала) Пригаси свет!

Свет в зале опять гаснет.

НАТАША (в ужасе закрывает лицо) Господи!  За что? (СЕДЕ)  Зачем так?!

СЕДА молчит.

НАТАША Как вы можете!

СЕДА Как мы можем? А как вы можете? Как можете молчать, видя что происходит? Хотя ты же про театр пишешь, в остальное не лезешь, да?

НАТАША Ну, зачем уж вы так!

СЕДА Затем, что вы правду знать не хотите. Боитесь с ней не справиться. Да я вас не виню. Нам всем всю жизнь врали. Про то, про это. И все запутались, привыкли, устали. Никто уже ни в чём разбираться не хочет. Главное, что ваши дети, ваша семья в порядке, а остальное…  Подумаешь, где-то война идёт. Так она уже сколько лет идёт, жизнь же от этого не меняется, разве нет?

НАТАША Это не так…

СЕДА Нет это так! Кого-то где-то убивают, но что поделаешь… Мало ли, что там, где-то далеко чего-то происходит. Это же не ваша столица. И даже не ваш город. Это далеко. Всё равно как нигде, верно? Где ваши? Почему люди не выходят на улицы?

НАТАША Дождь наверно.

СЕДА (с горькой ухмылкой) Наверно.

Пауза.

НАТАША Можно я возьму свою сумку?  Мне расчёска нужна. У меня там нет ни ножа, ни пистолета. Или чего-то такого.

СЕДА кивает.

НАТАША берет сумку, брошенную ПЕРВЫМ ТЕРРОРИСТОМ на авансцене, вынимает из нее расческу и начинает причесываться.

НАТАША Меня это успокаивает. Хотела волосы покрасить в четверг, времени не было. Поэтому, если я сегодня умру, меня похоронят с такими вот непрокрашенными волосами. Обидно. Хотя, правда, какие похороны, если мы разлетимся, как пыль.

СЕДА Моя бабушка говорила, что в Казахстане, куда сослали весь наш нaрод, была одна-одна пыль. Oни не могли дышать. Им казалось, что на земле не осталось гор.

НАТАША  Послушайте, вы ведь уже сделали своё заявлениe тем, что захватили нас. Вы снова напомнили о себе. Все уже сейчас в курсе того, что здесь происходит. Весь мир.

СЕДА (саркастично) Верно, напомнили.

НАТАША Но… но теперь бы вам лучше уйти, не превратившись в кровавых убийц. Уплыть, улететь, испариться, короче…

СЕДА молчит.

НАТАША Я понимаю, у войны свои законы. Нет, не то… Правда, я не то хотела сказать… (вздыхает)  Господи… Но дети.. Причем здесь дети?

СЕДА Дети, старики. Нас никто не пожалел.

НАТАША  А, значит, глаз за глаз. Я всё понимаю. Про генную память, про то, что было тогда, про то, что сейчас…  Понимаю, что вы хотите привлечь внимание к себе… Но при чём тут наши жизни? Моя жизнь? Я-то ведь хочу жить…

СЕДА А вот мы оказались здесь, чтобы умереть. И мы погибнем.  Потому что есть что-то более важное чем жизнь. Это человеческое достоинство.

НАТАША Вы боретесь за человеческое достоинство, а нам даже умереть достойно не даете! Этот туалет в оркестровой яме, эти шоколадки, которые вы кидаете в зал, как собакам! Я понимаю. Вы вправе отстаивать то, что считаете важным. Вправе бороться за это и даже умирать за это. Но почему вы при этом считаете себя  возможным распоряжаться чужими жизнями? Вот это право кто вам дал? Или так в Коране написано?

СЕДА   Я бы хотела любить жить, как и ты. Но мы там у себя всё равно не живём, это не жизнь… Поэтому я готова к смерти.

НАТАША  А я не готова. И не хочу, чтобы кто-то за меня решал. Я хочу ещё  сына увидеть, в конце концов!

СЕДА Сколько ему?

НАТАША Скоро девять.

СЕДА В школу ходит?

НАТАША Да.

СЕДА Это хорошо. А наши  уже давно не учатся. Моя  сестра двоюродная, ей двенадцать, не помнит, что это такое — просыпаться  утром в школу. Я её тут спросила про мальчика, который раньше приходил в наш дом. Она сказала: “Он подорвался на мине на прошлой  неделе”. Когда я спросила, почему ты мне это не сказала, она говорит: “Я забыла”.

НАТАША Ты права, когда крик далеко, ухо его уже не слышит.

СЕДА Должно слышать не ухо, а сердце. (Дотрагивается до сердца) Здесь слушай!

НАТАША Ты… ты  готова умереть, готова умереть, потому что у таких, как я, глухое сердце, да?  (пауза)  Значит, всё?

СЕДА пожимает плечами.

НАТАША Значит, всё.

НАТАША начинает плакать.

СЕДА Не бойся.

НАТАША Не бояться?

СЕДА Нет. Я рядом, ты умрешь легко.

НАТАША Так просто? А вот я боюсь, страшно боюсь смерти, и того, что после… и её одиночества, тоски и темноты. Я не знаю… Может, там и есть что-то, на том свете… Но я не знаю… Я боюсь!

СЕДА Тише, тише!

НАТАША вдруг берёт себя в руки.

НАТАША Знаешь что, я не хочу больше, убей  меня сейчас, пожалуйста. Я сейчас пойду, а ты убей.

Она поднимается и идет по сцене, намеревясь спуститься в зал. Навстречу ей из зала шагает Первый террорист.

НАТАША (СЕДЕ, в истерике.) Ну, убей же меня, я ничего не хочу больше! Ну что же ты, ну… (террористам) Ну убейте же меня кто-нибудь! Ну, давайте!

СЕДА (резко) Сядь, Наташа!

НАТАША Ты знаешь мое имя?

 

СЕДА  молчит

 

НАТАША Откуда ты знаешь мое имя?

СЕДА молчит.

НАТАША (измученно) Это всё какое-то безумие. И мы все безумные. И вы и мы.

СЕДА  Мы безумные, потому что она, жизнь, нас такими сделала.

НАТАША Ты знаешь, мне кажется, что мы никому не нужны. Никто не придет нас спасать. Мы все погибнем. Что же делать, а? И вообще я уже не понимаю, у кого мы сейчас больше в заложниках — у вас или у своего собственного правительства.

СЕДА задумчиво смотрит перед собой.

НАТАША Скорее бы все это кончилось… Неужели и вправду жизнь кончилась?

Пауза.

СЕДА  Иногда жизнь кончается задолго до смерти.

НАТАША  Хорошо, что я здесь одна. А то ведь поначалу сына хотела взять с собой.

Пауза.

СЕДА Я когда-то хотела учиться в столичном университете. Не случилось. (Пауза)  А брат мой поступил.

НАТАША (устало)  И я поступила. На журналистику.

СЕДА Но я зато навещала брата несколько раз.

НАТАША Это было хорошее время.

СЕДА А что хорошего?

НАТАША Не знаю. Молодость. Любовь.

СЕДА Ты любила?

НАТАША Ещё как.

СЕДА Кого?

НАТАША Парня c нашего же факультета. Он учился на курс старше. Я всегда караулила его возле аудитории, притворяясь, что жду подругу. Однажды он вышел, а у меня все лицо было в шоколаде от съеденного пирожного. А он говорит:  “Это ты опять. Тебе очень идет шоколад”.

НАТАША  поневоле улыбается.

СЕДА И что же?

НАТАША Я была так счастлива — всё получилось, как я мечтала… В нем была какая-то скрытая сила. Он был первым спортсменом у нас. И веселый был такой. На руках ходил или меня подхватывал и нёс у всех на глазах… Читал мне стихи. Мы практически не расставались. Помню покупал мне десерты в кафетерии — пирожное «эклер». Вкусное очень. Мое любимое…

СЕДА Да, я знаю. Только очень приторное.

НАТАША Говорил мне: “слишком худая, ешь”.

Она опять улыбается.

СЕДА А потом?

НАТАША А потом… потом  что-то изменилось. То есть, я знаю что. Один парень с третьего курса его возненавидел. За всё сразу. За то, что он был лучший во всём. За то, что был спортсмен, за то, что был… красивый. За то что был… чужим. И однажды  он его подстерёг со своими дружками… Это было после нашей первой ночи…

СЕДА Что ты замолчала? Что было дальше?

НАТАША  Дальше он дрался один против пятерых. Когда вышел из больницы, все думали, что он уедет. И лучше бы уехал. Но он остался… Это был уже другой человек. Он остался ненавидеть. Я помню этот холод в его глазах…  Эти его глаза…

 

Неожиданно свет на сцене начинает мигать и выключается.

НАТАША Что это?

СЕДА Я не знаю.  Тихо!

Слышен рев пролетающего сверху вертолета. Крики террористов, суматоха.

НАТАША О Господи! О Господи!

Рев постепенно удаляется.

НАТАША Ох, что это было…

Свет включается снова. НАТАША сидит, скорчившись, закрыв лицо  руками.

НАТАША  (роясь в сумке). У меня ужасная головная боль. Сколько мы уже здесь?

СЕДА Больше двух суток.

Пауза

СЕДА Ну и чем же у вас кончилось?

НАТАША  А чем могло кончиться?  Мы расстались. Кончилась учёба и…  он уехал к себе. Больше мы никогда не виделись. Его звали…

СЕДА Марат.

НАТАША смотрит на СЕДУ, в шоке.

СЕДА снимает с головы платок.

СЕДА Не узнаешь?  А я тебя узнала сразу. Много времени прошло, Наташа.

НАТАША (еле выговаривая) Седа, боже, Седа!  Это ты, здесь!  Боже мой…. Что же это?  Вот в этом во всём! Господи, что…  что происходит?

СЕДА Происходит.

НАТАША Господи, боже мой!.. Как?!..

СЕДА Думала, так тебе ничего и не скажу до конца.

НАТАША Ты тогда была совсем девочка. А теперь  женщина, такая красивая, молодая … а голос у тебя… чужой.

СЕДА Мне 22. Молодoй я себя давно не чувствую.

НАТАША Ты теперь очень похожа на брата. Боже, Седа… Ты  была такая…

СЕДА Многое изменилось.

НАТАША Я же была в ваших краях, в командировке. Я пыталась найти Mарата.

СЕДА Ай, не лги, Наташа. Хотела бы, нашла бы. Знаешь ведь он любил тебя… никого больше так  не любил. (Пауза) Его убили 9 месяцев назад.

НАТАША в ужасе застывает.

НАТАША  Не может быть. Не верю.

СЕДА Он никогда не женился, и детей у него не было. Никого не осталось. Мы заплатили федералам за его тело, чтобы похоронить…

НАТАША горько плачет. Долгая пауза.

НАТАША  Твоя семья знает, что ты здесь?

СЕДА Нет.

НАТАША  Ты плачешь?

СЕДА Нет.

Пауза.

 

НАТАША  А ты замужем?

СЕДА Была замужем. Его тоже убили. Через три месяца после Марата. (Пауза.) Он был актёр, учился в столице. Когда всё это началось, мне казалось,что он будто в роль вошёл. Что не может он по-настоящему ни убить, ни погибнуть. Что к ужину он будет дома. Не случилось. Раньше ждала его я, теперь он ждет меня…

НАТАША Послушай, беги отсюда! Прошу тебя! Я видела у тебя джинсы под этим… ты cможешь уйти… беги…. 

СЕДА Я не умею CБЕГАТЬ. (Пауза) У меня есть шоколадка, хочешь? Ты ведь любишь шоколад.

НАТАША (медленно качает головой).

Пауза.

СЕДА протягивает НАТАШЕ телефон.

НАТАША Можно?

СЕДА Звони.

НАТАША  набирает номер.

НАТАША Алло! Мама, мамочка!.. Очень плохо слышно! Я в порядке. Правда. Нет, меня никто не трогает. Мама слышишь, мы… А? …Разговариваем. Вы должны что-то сделать оттуда! Что?  Правительство?  Уничтожить? Ну что ты! Они не могут! Они этого не сделают.  Я люблю тебя, мама. Где Марат? Дай мне его, мама.

СЕДА смотрит на Наташу с искренним удивлением.

НАТАША Маратик, сынуля, у меня все нормально. Не плачь родной. Ты же мужчина. Скоро я вернусь, мы опять будем вместе. Что? Хорошо, конечно. Я тебя очень люблю. Уже поздно, иди сейчас ложись спать. Что? Нет, нет, слушайся бабушку. Обещаешь? Хорошо, обязательно. Ладно, закончи рисунок, я вернусь и посмотрю.  Договорились? Целую тебя, мой дорогой.

Она выключает телефон. Поворачивается к Седе, протягивает его ей, вытирает слёзы.

НАТАША  Вот так. У тебя есть племянник. Как в кино.

СЕДА Что же ты ему ничего не сказала?

НАТАША  Не сказала и всё. Ты же знаешь, что тогда началось…

Пауза.

СЕДА Сколько ему? Да, девять.

У СЕДЫ сигналит переговорник.. Она прижимает его к уху, слушает.

СЕДА Да?.. …Поняла.  …Хорошо…

Она отключает переговорник и в растерянности смотрит на НАТАШУ. Та замечает этот странный взгляд и начинает быстро говорить.

НАТАША Помнишь, как летом мы ездили в зоопарк. Взяли дедушкину машину, а она была такая старая, что всё вздрагивала и тарахтела, не переставая…

СЕДА Наташа…

НАТАША Ага, и звук жуткий издавала — такое громкое ррррррр. И едем мы, машина вся в облаке выхлопного дыма, вот-вот развалится совсем, а мы умираем со смеху. На нас все в ужасе смотрят, а нам не страшно. Неужели ты не помнишь?

СЕДА Наташа…

НАТАША   Ну да, мы трясёмся c этой машиной вместе, и смеёмся как сумасшедшие. Нам непременно нужно было попасть в зоопарк потому что, помнишь, ты очень хотела увидеть высокого жирафа с его большими, добрыми глазами…

СЕДА Наташа! Они не идут на переговоры. Hаверно что-то будет.

НАТАША  (будто не услышав) И мы чудом доехали.  Может и сейчас случится чудо!

Входит ГЛАВАРЬ.

ГЛАВАРЬ  Тише!

Паузa

ГЛАВАРЬ  Тихо!  Что-то…

ГАЗ с шипеньем заполняет зал. Одновременно зал погружается в темноту.

Террористы бегут в фое с криком Аллах Акбар и непрерывной автоматной очередью.

СЕДА  (бросается к НАТАШЕ) Платок…Приложи платок (срывает с себя платок) Меня все равно убьют…

НАТАША (рефлекторно сопротивляется) Я не хочу уже ничего…

СЕДА ….А ты должна жить..должна…Я здесь по своему выбору а ты нет.

Обматывает платок вокруг НАТАШИНОЙ головы. Обе женщины оседают на пол.

НАТАША отключается. СЕДА понимает, что она перестала дышать.

СЕДА Наташа! Наташа! Прости! (рыдает, обнимая НАТАШУ) Не умирай! Ну что же ты! Ну что же! Прости!

Слышен выстрел. Седа вздрагивает всем телом и оседает. Тела двух женщин лежат рядом.

Прекращаются автоматные очереди и наступает полная тишина.

Музыка Pete M. Wyer

                                                        К О Н Е Ц




Views: 4981 | E-mail

  Be first to comment this article

Write Comment
  • Please keep the topic of messages relevant to the subject of the article.
  • Personal verbal attacks will be deleted.
  • Please don't use comments to plug your web site. Such material will be removed.
  • Just ensure to *Refresh* your browser for a new security code to be displayed prior to clicking on the 'Send' button.
  • Keep in mind that the above process only applies if you simply entered the wrong security code.
Name:
E-mail
Homepage
Title:
Comment:

Code:* Code
I wish to be contacted by email regarding additional comments

Powered by AkoComment Tweaked Special Edition v.1.4.6
AkoComment © Copyright 2004 by Arthur Konze — www.mamboportal.com
All right reserved

 
< Prev   Next >